Если вы видели картину Шукшина «Калина красная», то точно помните старенькую Куделиху, которая в фильме была мамой Егора Прокудина (главный герой). Её история об утрате наследников и своей жизни, не может оставить равнодушным, ведь он наполнен трагизмом и искренностью.
С самого начала режиссер видел в этой роле знаменитую артистку по имени Вера Марецкая. Именно для неё был написан текст о трагической судьбе. По сюжету персонаж недовмотрела за своим младшеньким сыном по имени Егор и он оказался в тюрьме.
Освободившись, он не успел возвратиться домой, как снова оказался в местах не столь отдаленных. Спустя годы она понятия не имела где он находится и жив ли.
Примерно такой текст героиня Веры Марецкой должна была рассказать Любе Байкаловой в исполнении Лидии Федосеевой-Шукшиной. Но в те годы Вера Петровна Марецкая уже тяжело болела, так как в 1971 году у неё диагностировали рак груди. Она вначале дала добро на съёмки, но потом всё же отказалась.
Шукшин уже начал подбирать другую исполнительницу, когда ему кто-то из местных подсказал, что в соседней деревне живёт одинокая старушка именно с такой судьбой, как у него в сценарии. Причем с полным совпадением истории – муж и старшие сыновья погибли на войне, а младший пошёл по косой дорожке, попал в тюрьму и пропал уже много лет назад.
Шукшин съездил к этой старушке и через пять минут разговора с ней понял, что это настоящий подарок судьбы! У женщины было старинное русское имя Афимья (по паспорту Офимья, но в деревне её звали Ефимия), а родилась она еще в 1892 году. Но, несмотря на солидный возраст, была вполне адекватной и рассудительной женщиной.
Василий Макарович договорился с ней, что через несколько дней приедет с товарищами, чтобы на камеру записать её рассказ о своей жизни. Вначале она удивилась, мол, зачем кому-то понадобилась её история? Василий Макарович объяснил, что снимает фильм о сельских жителях, и что эту историю он хочет вставить в свою картину.
При этом он сказал, что фильм будут показывать по всей стране и, возможно, сын увидит его и тогда наверняка приедет. Эта мысль понравилась старушке, и она согласилась.
Но съёмки проходили сложно. Афимья не ожидала, что приедет столько людей с оборудованием и прожекторами, поэтому нужный Шукшину рассказ у женщины не получался. Тогда он убрал всех из избы и оставил, кроме себя и Лидии, только одного оператора с небольшой камерой. Другую стационарную камеру поставили во дворе, и сцену с Афимьей снимали на удалении через отрытое настежь окно.
Старушка немного успокоилась и стала рассказывать Федосеевой-Шукшиной о своей жизни, как и договаривались. А Лидии удалось завязать с ней настоящий душевный диалог и своими вопросами направлять беседу в нужном русле. Шукшин понимал, что второго дубля у него не будет, поэтому всех строго предупредил, чтобы сбоев в работе камер не было.
В итоге рассказ в кадре получился как надо. Удалось снять почти получасовую беседу Лидии с Афимьей, а позже при монтаже уже выбрали лучшие моменты и связали их вместе примерно в трёхминутный эпизод рассказа Куделихи о своей жизни. К сожалению, худсовету кое-что не понравилось в этом рассказе и эпизод с матерью главного героя пришлось сократить до двух минут. Тем не менее, эта сцена получилась в фильме одной из самых пронзительных, и многие зрители думали, что её сыграла очень хорошая возрастная актриса.

Сегодня уже неизвестно, помог ли фильм «Калина красная» в поисках её настоящего сына и дождалась ли она его? Но, точно известно, что прожила Афимья на свете чуть больше, чем сам Шукшин. Василия Шукшина не стало примерно через год после съёмок «Калины красной». Это случилось в октябре 1974 года. А Афимья Быстрова скончалась в январе 1976 года за неделю до своего 84-го дня рождения.
