Марчелло Мастроянни: большой ребенок и гениальный актер

Вся его жизнь была сплошное кино, потому что вне кинематографа он не жил. Снимался беспрерывно и очень скучал в ожидании новой роли. За 50 лет сыграл в 160 картинах. Итальянские зрители боготворили своего кумира, а критики называли «иконой мирового кинематографа».

О жизни и творческом пути гениального итальянского актера Марчелло Мастроянни расскажем в статье.

Марчелло Винченцо Доменико Мастроянни (28.09.1924 – 19.12.1996). Родился в местечке Фонтана-Лири, Италия.

В конце 20-х годов прошлого века деревенский столяр Отторино Мастроянни (отец будущего актера) с семьей в надежде на лучшую жизнь перебрался в Турин к брату Умберто. Там и прошло раннее детство Марчелло.

Мама Ида (в девичестве Ида Идельсон) занималась хозяйством, воспитывала 4-х детей. Как и многие простые итальянские семьи, Мастроянни жили бедно, приходилось считать каждую лиру. Большое влияние на детей оказывал дядя – Умберто Мастроянни, скульптор. Его сильные, цепкие руки Марчелло запомнил на всю жизнь.

В 33-ем Мастроянни переехали в Рим. Марчелло было 9 лет. Уже тогда, чтобы помочь семье, он начал трудиться. Подрабатывал где мог. В 11 лет благодаря знакомым попал на знаменитую итальянскую киностудию «Чинечитта» с единственной целью – заработать немного денег. Участвовал в массовках, позже работал статистом.

Как и все итальянские мальчишки того времени, Марчеллино был страстно влюблен в кино. В Турине в возрасте 6 лет он впервые попал в кинотеатр. Позже в Риме вместе с друзьями Марчи бегал на киносеансы почти каждый день.

Но ни на студии в массовке, ни в таинственной полутьме кинотеатра он не думал о том, что когда-нибудь станет актером. Сын столяра, он мечтал о земной профессии. Строительство и архитектура – вот что привлекало подростка.

Чтобы избежать призыва в армию, 18-летний Марчелло устроился в Военный географический институт. А когда всех сотрудников отправили в лагерь на военные сборы, бежал, подделав документы, и до конца войны скрывался в Венеции.

Вернувшись в Рим, осуществил свою мечту: стал студентом Римского университета. На радость отца и матери, серьезно изучал архитектуру. Даже имел свой проект: спрятать реку Тибр под дорогой. Вечерами зарабатывал на жизнь, работая бухгалтером.

Чтобы развлечься и отдохнуть от работы, бегал на репетиции актерской студии в Университетском театральном центре и участвовал в местных постановках.

О своих актерских способностях Марчелло был невысокого мнения. В действительности, парень мало что умел. Но природные задатки скрыть было невозможно. Да и удача не прошла мимо.

Маэстро Лукино Висконти, набиравший актеров в свою театральную труппу, заметил молодое дарование.

На встрече с известным режиссером Марчелло был растерян, ведь сам Висконти приглашает к себе работать! «Но у меня уже есть работа. А сколько вы будете платить?» Узнав от помощника, что в театре он сможет зарабатывать в три раза больше, чем у себя в конторе, Мастроянни долго думать не стал.

В 1948-м он вошел в труппу Лукино Висконти и, к великому ужасу родителей, вскоре бросил университет. Так в 24 года Мастроянни начал профессиональную актерскую карьеру.

За 10 лет работы в театре Мастроянни стал тем, кого в 60 – 70-е годы уже называли гением мирового кино. Висконти и его театр дали Марчелло образование, превратили из простого парня в тонко чувствующего интеллигента.

В эти годы Мастроянни начал снимался в кино. К концу десятилетия на его счету было более 40 картин. Во многих он играл главных героев. Самым ярким стал образ Марио в экранизации романа Достоевского «Белые ночи» все того же Лукино Висконти.

После показа ленты на 36-летнего актера обратила внимание итальянская публика и режиссеры. И опять удача!

Федерико Феллини, готовивший к запуску новый фильм «Сладкая жизнь», искал исполнителя главной роли. Пол Ньюмен, которого предлагал продюсер, казался режиссеру чересчур важным. Внешность Мастроянни подходила как нельзя лучше.

Встретил Феллини своего будущего героя по-простому, на пляже. Чтобы казаться крутым профессионалом, Мастроянни попросил сценарий: не сразу же соглашаться! А когда в кипе пустых листов увидел смешную карикатуру, нарисованную рукой Федерико, понял, что над ним пошутили.

Позже, работая с маэстро, он узнал, что великий Феллини никогда не снимал фильмы по готовому сценарию.

После «Сладкой жизни», завоевавшей на фестивале в «Каннах» первое место, о Мастроянни заговорили в Европе. Его признали лучшим актером года. А для итальянских зрителей он стал любимцем, которого они с тех пор называли просто Марчелло.

Участие в кинематографическом шедевре Феллини «8 1/2» принесло Мастроянни всемирную славу. Благодаря его гениальной интуиции и актерскому таланту, образ Гвидо Ансельми стал отражением поколения итальянцев 60-х.

С легкой руки американских журналистов Марчелло приобрел «почетный титул» «латинского любовника», который его страшно раздражал. После успеха «Сладкой жизни» и «8 1/2» Мастроянни пачками получал из-за океана голливудские сценарии, где ему предлагали играть все тех же «любовников». Актер не соглашался.

Чтобы как-то красиво отвязаться от очередного представителя Голливуда, он заявил: «Я не умею говорить по-английски, поэтому могу сыграть лишь глухонемого шерифа». Каково же было его удивление, когда спустя некоторое время сценарий с заявленной ролью лежал у него на столе.

Но актер предпочитал сниматься у европейских кинорежиссеров. У знаменитого Витторио Де Сика он играл в паре с Софи Лорен. «Эту сладкую парочку» из «Вчера, сегодня, завтра» и «Брака по-итальянски» полюбила вся Италия.

В 70 – 80-е актер сыграл у итальянца Микеланджело Антониони, француженки Надин Трентиньян, у поляка Романа Полански. А в годы советской перестройки Никите Михалкову удалось «заманить» мировую знаменитость на съемочную площадку фильма «Очи черные».

Профессия заполняла всю жизнь Марчелло. Ни в чем другом он себя не видел. К счастью, звездная болезнь его не коснулась. Актер со всеми оставался простым и естественным.

Очень любил поесть. За своим здоровьем никогда не следил. Курил по 50 сигарет в день. Однажды подсчитал, что за всю жизнь выкурил их больше миллиона. Признавался, что для съемок приходилось гримировать пальцы: от курева они делались коричневыми.

О страшном диагнозе «рак поджелудочной железы» 70-летний актер узнал в 1994-м и еще два года боролся с болезнью. Снимался до самых последних дней, превозмогая усталость и боль.

Умер Марчелло Мастроянни в Париже в декабре 1996 года. Похоронен в Риме. Знаменитый фонтан Треви, где актер снимался в фильме «8 1/2», в день похорон задрапировали черной вуалью. Так итальянцы выразили свою любовь и признательность своему Марчелло.

Источник

Оцените статью
Марчелло Мастроянни: большой ребенок и гениальный актер
Почему в СССР так и не смогли искоренить продажную любовь?