Согласитесь, советские комедии – из разряда тех фильмов, которые хочется смотреть и пересматривать, они того стоят. Они не похожи ни на какие зарубежные, у них у всех есть что-то особенное.
Один из таких киношедевров – комедия Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». Особенно люблю третью новеллу, уже не помню, сколько раз я это кино пересматривал. Мне интересно высматривать разные детали, которые попадают в кадр: улицы, дома, автомобили, обстановку в домах.
Недавно обратил внимание на интересный момент в этом фильме. Помните эпизод, когда Шурик врывается в дом к Марье Ивановне, сторожу склада? На первый взгляд ее жилище достаточно скромное, как и полагается обычному сторожу, но в комнате на заднем фоне можно заметить телевизор. Как ни странно, но это черно-белый красавец «Рубин 102».
На момент создания фильма это была последняя модель Московского завода телевизионной аппаратуры. Достать его было невероятно сложно и стоил он немало. Мне стало любопытно, как же такая техника попала к обычному сторожу? В фильме больше ни у одного героя нет телевизоров. Даже у Лидочки, хотя интерьер ее квартиры далеко не бедный.
Модель «Рубин 102» в те годы считалась самой современной в Советском Союзе. Этот телевизор я помню из детства, он был у родителей моего друга, жившего в соседней квартире. Вспоминаю, как мы часто к нему приходили и смотрели новогодние передачи и концерт ко Дню милиции. Кинескоп его казался мне, маленькому пацану, просто огромным – 43 сантиметра. У нашего «Рекорда» диагональ была меньше – 35 см.
В определенном смысле он был подопытным – все новшества в телевизионной аппаратуре внедрялись и испытывались именно на нем. То, что успешно проходило апробацию на «Рубине», затем внедрялось и на других моделях советских телевизоров.
На нем можно было не только смотреть телепередачи, но и слушать радио в диапазоне 64 – 73 МГц. Панель управления размещалась на лицевой стороне под кинескопом: клавиши Вкл., Выкл., УКВ, Речь, Концерт, Смягч.звук. По центру панели располагались ручки-крутилки для настройки громкости, контраста, яркости и поиска диапазонов. Справа была ручка переключения каналов.
К этому телевизору можно было даже пульт подключить, правда с пятиметровым проводом. Но это было верхом блаженства – регулировать громкость не вставая с кресла.
Красивый лакированный корпус со скругленными углами изготавливали из натуральной древесины. Причем, согласно паспортных данных, применялись только ценные породы. С виду корпус выглядит цельным, но на самом деле это были склеенные между собой четыре части.
Странно то, что нигде в корпусе не было предусмотрено никаких рукояток и ручек для переноски. Ведь весит этот «малыш» внушительные 35 килограммов. Одному поднять такой вес не под силу.
За весь период выпуска – с 1957 по 1967 год – Рубины не переставали совершенствоваться. Поэтому индексы в названии у них были разные: А, Б, В. Интересно, что эта модель получилась настолько удачно скомпонованной и технически оснащенной, что в 1958 году получила мировое признание на выставке в Брюсселе. «Рубин 102» занял первое место в категории телевизоров с диагональю экрана 43 см.
Не так давно я был на Ростовском блошином рынке в парке Горького и видел точно такой же «Рубин-102». Продавец хотел за него 12000 рублей. Внешне он практически целый, только на передней панели была оторвана рукоятка настройки изображения. Ну и потертости конечно на нем серьезные. Продавец честно признался, что не проверял, рабочий он или нет. А так хотелось проверить, но вилка там не подходит под нынешние розетки.
В принципе, будь я фанатом советской старины – купил бы. Но мне он ни к чему, да и поднять такую тяжесть в одиночку я вряд ли смогу. А агрегат мне понравился, так приятно было увидеть и потрогать его, сразу вспомнил свои светлые шестидесятые.
Друзья, расскажите и вы про свою старую советскую технику!