«Весна на Заречной улице». 5 вещей из прошлого, которые когда-то были нормой, а сейчас почти исчезли

1. Распределение

«Курс окончен, по глухим селеньям разлетимся в дальние края…».

Помните, когда Татьяна Сергеевна, главная героиня картины, ехала в машине с Юркой, тот напел ей эту песенку.

Действительно, в Советском Союзе существовала система «отработки» после получения дипломов молодыми специалистами. Так называемое распределение.

Даже если ты москвич — будь любезен ехать куда-нибудь в жаркий Казахстан. Или к северным оленям. В общем, по глухим селеньям, туда, где нехватка специалистов твоего профиля.

Конечно, были и исключения (например, если студентка успевала выйти замуж — ее «распределяли» по месту нахождения мужа), но в целом система работала именно так. Государство тебя выучило — будь добр отработать (если не ошибаюсь, 3 года) там, куда тебя направили.

С одной стороны это не всем нравилось, но с другой — каждый выпускник был уверен, что по окончании учебы он не останется не у дел. Для него обязательно найдется рабочее место.

Сейчас, при всей свободе выбора молодыми специалистами, где им жить и трудиться (за исключением тех, кто учился по целевому направлению) — нет никаких гарантий, что тебя возьмут на работу. Многим, кто окончил ВУЗ или колледж, приходится очень сильно постараться, чтобы хоть где-то найти работу.

2. Социалистические соревнования

«Мы на восьмом своем мартене варили огненную сталь, и обогнав часы и время, внесли поправку календарь».

Такие стихи читает один из товарищей Саши Савченко, потому что передовая бригада Саши празднует досрочное выполнение плана. «Пускай сегодня дождь и лужи, среди ноябрьских непогод, как-будто средь январской стужи мы встретим, хлопцы, новый год».

Не уверена, что сегодня где-то на производствах еще сохранились такие вот соревнования. Выполнение плана сейчас регулируется рублем, а победа в соцсоревновании как мотиватор, увы, не работает.

3. Приданое

«А я все вожусь, Зиночкины платья переглаживаю. Все для нее и для будущего зятя. Он у меня ее на всем готовом получит».

Так говорит Зиночкина мама Саше. Как бы намекая, что Зиночка у нее — невеста с хорошим приданым.

«Сундук для вас! Больше для вас ничего нет!» — упрекает в финале картины Зиночка свою мать. Речь, конечно, о сундуке с приданым.

Родители копили для дочки в качестве приданого для будущей семейной жизни не деньги, а вещи, имущество. Кухонную утварь, посуду, текстиль, одеяла, подушки, наряды. Ценность имели именно вещи. Порой набирался целый сундук, а то и не один.

Сейчас же никакая мать в здравом уме и не подумает собирать дочке приданое в виде платьев да сковородок. Если уж родители и хотят показать, что для дочери они не поскупятся — то, как правило, этим показателем является крупная сумма денег. А уж молодые сами решат, что им покупать и куда вкладывать «приданое».

Традиция «давать за дочкой» сундук с вещами — канула в лету.

4. Прогулки с гитарой

На протяжении всей картины мы видим, что Юрка часто гуляет по улице в компании друзей и гитары.

Это можно увидеть не только в фильме «Весна на Заречной улице». На вскидку — «Девчата», «Девушка без адреса»… Там герои тоже гуляют по улице с гармошкой или гитарой, и с песнями.

Сейчас такого не встретишь, а раньше это было в порядке вещей. Молодежь (а то и не молодежь) гуляла по улицам с гитарой или гармошкой. Песни под живую музыку.

5. «Я любил твое белое платье, утонченность мечты разлюбив…»

«Это ухажер столичный, вишь, под Тарзана подстриженный», — говорит необразованная Зиночка Саше о фотографии Блока.

Танечка хранила на комоде фотографию поэта Александра Блока в рамочке. А на стене у нее висели Толстой и Маяковский.

И это не потому, что Татьяна Сергеевна была преподавателем литературы. Далеко не только она одна так делала. Многие девушки держали на столике у изголовья фото какого-нибудь поэта эпохи символизма или романтизма.

Та же Сашкина сестренка-школьница. Она тоже читала Блока. И наверняка у нее над кроватью тоже висел его портрет.

Помню, когда я училась в школе, принято было украшать стены плакатами с любимыми певцами, группами. Более старшее поколение предпочитало фотографии актеров. Однако, и поэтов не забывали — традиционный портрет Есенина с трубкой — был, кажется почти в каждой советской семье в 80е годы.

Как сейчас обстоит дело с литераторами — не знаю. Но почему-то думаю, что портреты писателей и поэтов на стенках современная молодежь не размещает. Скорее, я могу представить у современной девушки в качестве фото кумира какого-нибудь тиктокера, типа Дани Милохина, чем Александра Блока.

Источник

Оцените статью
«Весна на Заречной улице». 5 вещей из прошлого, которые когда-то были нормой, а сейчас почти исчезли
Александр Панкратов-Черный в сериале «По законам военного времени»: непривычная для актера и, пожалуй, лучшая его роль