Существует легенда, что еще в первые послереволюционные годы, когда она ездила на гастроли в качестве эстрадной певицы, в одном из периферийных городков у местного художника, её полное имя «Екатерина Зеленая» не помещалось на афише. Тогда сама актриса разрешила ему обрезать свое имя до короткого «Рина». И с тех пор такой сценический псевдоним закрепился за ней на многие годы.
Но знающие люди утверждают, что это всего лишь одна из легенд, которые окружали знаменитую актрису. На самом деле еще в детстве ей самой не нравилось имя Катя, и она с малых лет требовала, чтобы к ней обращались по полному имени — Екатерина. Родители и близкие так и делали, но постепенно имя Екатерина само по себе превратилось в более короткое и быстрое — Рина.
Необыкновенное чувство юмора помогало актрисе в самые тяжелые времена. В первые месяцы после революции, когда она ещё была московской гимназисткой, к ним в квартиру вломилась толпа вооруженных людей. Старший в чёрном кожаном плаще и с красной лентой на папахе заявил, что отец Рины подлежит аресту как бывший царский градоначальник Одессы. Дело в том, что у того тоже была фамилия – Зеленой. Отец испугался и даже не нашёлся, как ответить на такое абсурдное обвинение. Конечно же, он был лишь однофамильцем того чиновника, но люди были агрессивно настроены и не собирались выслушивать его оправдания.
И тогда вперёд вышла 16-летняя Рина, которая воинственно спросила: «А вас не смущает, что одесский градоначальник давно умер, а мой папа до этой минуты чувствовал себя вполне прекрасно?»
Чувство юмора никогда не покидало актрису. Она начинала свою творческую деятельность в первые послереволюционные годы эстрадной певицей. И при этом прекрасно и с юмором импровизировала в общении с публикой между песнями. Но вскоре наступил кризис жанра – старые песни революционно настроенный народ слушать уже не хотел, а новых песен было мало. Да и те, которые были, самой актрисе петь не хотелось. И она стала читать со сцены стихи. Особенно ей удавалась поэзия Маяковского. Однажды на её концерте побывал сам Владимир Владимирович. Ему очень понравилось, и он познакомился с молодой девушкой.
На этот счёт есть много легенд, но точно известно, что Маяковский научил Рину играть в бильярд, и однажды она у него даже выиграла одну партию.
Также известно, что Максим Горький лично знал Рину Зеленую и, здороваясь с ней за руку, называл её по имени. А ещё известно, что она была в гостях у Николая Островского, который в то время уже был прикован к постели, и читала ему стихи еще молодого Сергея Михалкова.
В 1924 году Рина завершила свою эстрадную деятельность и поступила в труппу московского театра сатиры. Её юмор и импровизации доводили до смеха не только публику в зале, но и коллег по сцене. Она была лёгким и компанейским человеком и, наверное, поэтому почти не имела врагов.
В отличие, например, от Фаины Раневской, которая тоже отличалась необыкновенным чувством юмора, Рина Зеленая никого не обижала своими шутками. В интервью она как-то сказала, что юмор и ирония, это сильное оружие, поэтому пользоваться им нужно очень деликатно.
А деликатность у ней сквозила во всём. Когда она кому-нибудь звонила по телефону, её первой фразой было: «Извините, что я вас застала…».
Уже на склоне своих лет она дала согласие сыграть миссис Хадсон в серии знаменитых фильмов о Шерлоке Холмсе режиссера Игоря Масленникова. В то время уже было много новшеств в кинематографе, и она плохо ориентировалась в этих новациях, но всегда с юмором относилась к любой ситуации.
Василий Ливанов вспоминал, что как-то Рина позвонила ему вечером из своего гостиничного номера, чтобы узнать, какие сцены они завтра будут играть. Он ответил, что не знает, так как никто ничего ему об этом не говорил. На что актриса язвительно сказала: «В этой группе ничего никому никогда не говорят. Пора брать «языка».
Когда снимали уже заключительную серию, их студийный автобус, на котором актёров возили на съёмки, попал в ДТП. В бок автобуса на скорости врезалась машина такси. От удара пожилая актриса слетела со своего кресла и, пролетев через проход, оказалась на коленях у Ливанова, обняв его за плечи. Первые слова её были: «Спокуха — я с вами!»
О своей семье Екатерина Васильевна рассказывала мало. Известно, что второй раз она была замужем за архитектором Константином Топуридзе, который был автором всех главных фонтанов ВДНХ, да и вообще спроектировал много известных задний в Москве.
Они прожили вместе сорок лет, пока Константина Тихоновича не стало в 1977 году. О том, что в личной жизни она была счастливой женщиной, можно понять из следующей цитаты её воспоминаний:
«…И вот так, как человек никогда не может привыкнуть к прекрасному зрелищу, видя перед окном море, так и я всю жизнь, каждый день ощущала счастье… Сентиментальности ни у меня, ни у него не было никогда. Можно было иногда за целый день не сказать друг другу ни слова, если он работал или я была занята, — это не имело никакого значения. Во всем свете нельзя было найти человека, который был бы более нужен и важен. Среди дня я могла подойти и принести ему стакан воды. Он пил, даже не удивляясь, почему я догадалась, что он хочет пить. Я знала, что я самый счастливый человек на свете. Боже мой! Какое количество бед, огорчений, неудач, оскорблений мы перенесли в нашей жизни! И каждый день, зная, что я увижу его, я радовалась заново. Мы всегда ходили, как дураки, держась за руки…»
Рины Зеленой не стало 1 апреля 1991 года. В последние месяцы она сильно болела, поэтому весть о смерти 89-летней актрисы не была внезапной для её знакомых. И всё же некоторые из них в глубине души надеялись, что это всего лишь очередная первоапрельская шутка от ироничной актрисы. Но, к сожалению, это оказалось правдой. Екатерину Васильевну Зеленую похоронили рядом с мужем на Введенском кладбище в Москве.