Печальная судьба старшей дочери Пушкина, которой не стало при большевиках от голода

Александр Сергеевич Пушкин – личность, известная не только в России. Каждый, даже малообразованный человек знает, как закончились дни великого поэта. А вот о судьбе его детей, к сожалению, не так широко известно. Особенно печальной оказалась жизнь Марии Александровны, единственной из детей Пушкина, которая помнила отца не только по рассказам.

Детские и юношеские годы

Через год после свадьбы с Александром Пушкиным Наталья Гончарова родила девочку, названную Машенькой. Дочка была необыкновенно похожа на своего отца: те же глаза, темные волнистые волосы. Сам поэт говорил, смущаясь и одновременно гордясь, что Маша – его литография. Пушкин скептически относился к собственной внешности, но ему, конечно же, не хотелось, чтобы дочка осознавала свою непривлекательность, будучи похожа на него.

Но со временем Машенька поменялась, что свойственно для детей. Она стала больше походить на свою мать, одну из самых красивых женщин того времени. Отец передал дочери лишь несколько экзотических черт, но это делало девушку даже очаровательнее.

Кроме того, Маша отличалась добротой и искренностью. А когда Пушкин погиб, старшая дочка почти наравне с матерью взяла на себя воспитание братьев и сестер.

Вдова Пушкина через семь лет после гибели поэта снова вышла замуж. С генералом П. Ланским она нажила еще троих детей, которых также помогала воспитывать Мария. Все дети получили хорошее домашнее обучение. Мария и ее сестры свободно изъяснялись на французском и немецком языках.

Достигнув 15 лет, девушка поступила в Екатерининский институт, после окончания которого стала фрейлиной императрицы Марии Александровны.

Бездетное замужество

Веселая и обаятельная девушка многим нравилась. Говорят, Мария послужила для Льва Толстого прототипом Анны Карениной – такая же живая, с точеной крепкой шеей и черными, как смоль, волосами. Но выходить замуж не спешила: только в 28 лет она ответила взаимностью на чувства Леонида Гартунга. Жених занимал высокое положение при дворе, управляя императорскими конными заводами Москвы и Тулы.

По воспоминаниям современников, генерал-майор был нередко несдержан, имел сложный характер, однако отличался добротой и честностью. Но случилось так, что его обвинили в незаконных растратах. Гартунг, возмущенный такой несправедливостью, переживал настолько сильно, что не выдержал и наложил на себя руки. Никто из знавших генерал-майора, не верил в его виновность.

Позднее обнаружили, кто все-таки крал эти деньги, и был вынесен посмертный вердикт в отношении генерал-майора. Его оправдали, устроили богатые похороны, возносили почести. Но у Марии больше не было любимого мужа, его ей никто не вернет. В 45 лет она осталась одна, без средств к существованию. Женщина так и не простила тех, кто оклеветал супруга.

Мария всегда помнила об отце

Вдова оказалась в настолько бедственном положении, что ей пришлось обратиться к императору. Помня заслуги Гартунг и ее отца, Марии назначили небольшую пенсию, на которую она смогла снимать маленькую меблированную квартиру.

Всю свою нерастраченную энергию Мария Александровна направила на воспитание племянников, помогала многочисленным сестрам и братьям воспитывать их детей. Она часто гостила у них. А после смерти первой супруги брата Александра, Софьи Ланской, Мария долгое время занималась воспитанием осиротевших детей. Даже в совсем пожилом возрасте Мария Александровна выглядела очень проворной и легкой на подъем.

Она не забывала о своем отце: дочь Пушкина можно было часто увидеть одиноко сидящей на скамеечке возле памятника поэту на Тверском бульваре. Мария берегла все записки отца и матери, все наследие великого поэта. Дочери Пушкина доверили пост попечительницы Московской библиотеки-читальни, открывшейся в 1900 году. Только в 1910 году, когда здоровье Марии Александровны стало совсем плохим, она была вынуждена оставить этот пост.

Одинокая смерть от недоедания

В дореволюционные годы к дочери Пушкина иногда приходили друзья, она получала маленькую пенсию. А когда в стране отгремела революция, Мария Александровна осталась один на один со старостью и бедностью в маленькой комнатушке на Кисловке. Пенсию выплачивать было некому, и старушке приходилось экономить на каждой крошке хлеба.

Когда об этом узнала младшая сестра Марии, Александра Александровна Ланская (Арапова), то в 1918 году она написала наркому просвещения А. В. Луначарскому с просьбой помочь старшей сестре. Ходатайство было удовлетворено: Луначарский назначил Марии Гартунг пенсию. Но получить ее дочь Пушкина уже не смогла.

Она умерла голодной смертью 7 марта 1919 года. Власти похоронили Марию Гартунг вдали от родственников, на Донском кладбище города Москвы.

Источник

Оцените статью
Печальная судьба старшей дочери Пушкина, которой не стало при большевиках от голода
«Чучело» и феномен Шмаковой