В этом году известному латышскому актёру исполнился 81 год. Еще совсем недавно он выходил на театральную сцену, но годы берут своё, и наступило время, когда он вынужден был покинуть театр.
Зато Гирт Александрович с удовольствием встречается с журналистами (в том числе и с российскими), и делится своими воспоминаниями. Значительная часть его творческой жизни пришлась на советский период, о котором он всегда вспоминает с теплотой. И хоть вспоминать те времена с добром в Латвии ныне считается моветоном, актёр в этом вопросе вполне категоричен:
«Какое я имею право отказываться от своего прошлого? Тогда и от себя надо отказаться! Это было прекрасное время. Я играл чекистов и коммунистов столько же раз, сколько офицеров вермахта и прочих фашистов. Снимался в кино не только в Латвии, но и в России, Белоруссии, на Украине.
Объездил весь Союз, Европу, побывал в Америке, Колумбии, Мексике, Венесуэле, Египте, Китае. Был председателем Союза театральных деятелей. Грех жаловаться.»
Гирт Яковлев родился в Риге в 1940 году. Отец был русским, а мать — латышка. После школы поступил на режиссёрский факультет рижской консерватории. Учился хорошо и на втором курсе всех удивил своим переводом на актёрский факультет. Обычно студенты, разобравшись, что к чему, переводились с актёрского на режиссерский, но не наоборот.
Но Гирту было интересно быть именно на сцене или в кадре, чем заниматься постановкой и режиссёрской работой. Первая большая известность к актёру пришла после роли Иоганна Штрауса в фильме режиссёра Яна Фрида «Прощание с Петербургом», который вышел на экраны в 1971 году.
30-летнего Гирта Яковлева стали узнавать на улице, просить автографы в самых неподходящих местах (в очереди в магазине, в переполненном автобусе и т.д.).
После этой роли его карьера в кино резко пошла вверх. Он снимался в 3-4 фильмах ежегодно, при этом не забывая о театре. Всего в его фильмографии более шестидесяти киноработ, большинство которых появились в советский период его творчества.
Самые заметные роли актёра были в фильмах: «Смерть под парусом», «Обмен», «Помнить или забыть», «Государственная граница», «Двойной капкан». Из нового времени можно отметить его роли в картинах «Красная капелла» и «Дом ангелов».
Гирт Александрович и сегодня остаётся в бодром настроении. Он с благодарностью вспоминает прошлое, любит и ценит настоящее и, несмотря на преклонный возраст, с оптимизмом смотрит в будущее.