Кумир миллионов советских женщин Юозас Киселюс ушел вместе с Советским Союзом

Популярный советский актёр из Литвы Юозас Киселюс прожил всего 41 год и ушел из жизни за полгода до распада СССР. Но уже более тридцати лет его помнят и любят миллионы зрителей на всём постсоветском пространстве.

В его фильмографии всего тридцать киноролей, треть которых — главные. Но и эпизоды с его участием были яркими и запоминающимися. А звёздным пиком актёра стала главная роль в многосерийном художественном фильме «Долгая дорога в дюнах», всесоюзная премьера которого состоялась летом 1982 года.

Юозас регулярно приезжал на машине и вывозил их домой, оставляя огромную коробку из-под телевизора для следующей партии. Этот большой цветной телевизор был его первой покупкой на актёрский гонорар.

В основном писали молодые женщины и объяснялись ему в любви. Но актёр понимал, что эти признания адресованы не лично ему, а его киногерою Артуру, и как он однажды в шутку сказал, что даже немного завидовал ему.

Но, по утверждению его друзей и близких, Юозас в жизни был во многом похож на своего киногероя. И, наверное, поэтому роль Артура получилась такой убедительной.

Как позже рассказывали его друзья, он в жизни был такой же честный и открытый, при этом бескомпромиссный и в тоже время удивительно спокойный.

Журналисты часто расспрашивали актёра о его личной жизни, и он всегда отвечал односложно, что в личной жизни он самый обычный человек.

Юозас был дважды женат. В первом браке у него родились две дочери, которых после развода он взял на своё полное содержание, несмотря на то, что проживали они с матерью на другом конце города. Во втором браке родился сын, который с детства был почти полной копией отца. И внешне, и по характеру.

Всю свою недолгую творческую карьеру Юозас играл в театре и считал театральную сцену своей основной работой. После «Дюн» его стали часто приглашать кинорежиссеры других киностудий, но из-за театра, на сцену которого он выходил почти каждый вечер, актёр отказывался от съёмок, которые требовали его длительного отсутствия в Вильнюсе. Зато на любимой Литовской киностудии он был частый гость.

Однажды на репетиции в театре актёр почувствовал острую боль в груди. После обследования в больнице выяснилось, что у него развивался редкий порок сердца. Его поставили на учёт в кардиологии, прописали препараты, которые он теперь должен был принимать постоянно. Ему строго настрого были запрещены физические нагрузки, и актёру даже пришлось отказаться от привычных утренних пробежек в парке.

Но Юозас продолжал играть в театре и сниматься в кино. Прошел год, он уже стал привыкать к своему новому состоянию, как однажды вечером, возвращаясь из театра домой, у него очень больно кольнуло в груди, появилась слабость и он потерял сознание. Хорошо, что в этот момент он был не один, поэтому его быстро доставили в больницу, поместили в реанимацию и стали бороться за его жизнь. Через сутки удалось стабилизировать его состояние, близкие немного успокоились, но еще через три дня случился повторный криз, и Юозас скончался от разрыва аорты.

Это случилось утром 10 мая 1991 года, примерно за месяц до своего 42-го дня рождения.

Символично, что всего через полгода перестал существовать СССР, а вместе с ним и знаменитая Литовская киностудия.

Хотя формально киностудия жива и сегодня. Но после советского периода это существование жизнью можно назвать лишь условно.

Например, в свои лучшие советские годы на литовской киностудии выпускалось в год около сотни (!) полнометражный фильмов, не считая огромного количества короткометражных и документальных кинолент. Причем две трети из них на литовском языке, с последующим дублированием на русский, если фильм позже выпускался во всесоюзный прокат.

В годы независимости на киностудии выпускается в среднем 3-4 фильма в год, каждый второй на иностранном языке с последующим дублированием на литовский.

В связи с этим напрашивается вопрос – кто больше сделал для республики в целях сохранения литовской культуры и национального языка? Ненавидимый ими Советский Союз вчера, или вожделенный Европейский Союз сегодня?

Вопрос, конечно, риторический, хотя ответ на него только на примере литовской киностудии вполне очевиден.

Источник

Оцените статью
Кумир миллионов советских женщин Юозас Киселюс ушел вместе с Советским Союзом
«Интердевочка»: «Таня Зайцева – полнейшая дрянь», по мнению некоторых