История любви двух звезд, которых судьба свела и очень быстро разлучила: Евгений Урбанский и Дзидра Ритенберг

Он незримо присутствовал рядом ней 38 лет, ее Женечка, любовь всей ее жизни и отец ее единственной дочери — Евгении.

Евгений Урбанский и Дзидра Ритенберг познакомились на московском кинофестивале в 1959-м году. Евгений заглянул на актерские посиделки и увидел рядом с Вией Артмане дивной красоты девушку.

«Я вас знаю», — сказал он.
«Я вас тоже!» — кивнула она. Вот как Дзидра описывала эту судьбоносную встречу:

«Мы, актеры, сидели все в одной комнате, ждали начала церемонии. Вдруг дверь открылась, и вошел такой мужчина!.. До этого я видела его только в фильме «Коммунист». Как актер он мне понравился очень, но как о мужчине я подумала: какой он некрасивый! У меня в то время были другие представления о мужской красоте».

Дзидра Ритенберг к этому времени уже получила на Венецианском фестивале знаменитый кубок Вольпи за лучшую женскую роль в фильме «Мальва», обойдя Марину Влади. Но никакой звездности в ней не было. В актерской среде ее любили, и «даже ее красотой восхищались искренне, без зависти, — так светла была ее душа. И глаза у нее были цвета утреннего моря — голубовато-зеленые, манкие».

Так состоялось это знакомство. «С того момента он не отходил от меня ни на минуту. Даже когда я пошла получать командировочные в кассу, он бросился за мной, хотя туда входить не полагалось… С этого все и началось…», — делилась впоследствии Дзидра.

До встречи с Урбанским у Дзидра был четырехлетний роман с женатым героем-любовником Вячеславом Тихоновым — кумиром многих женщин, но предложения руки и сердца актриса от него так и не дождалась.

У Евгения Урбанского тоже было свое «прошлое» до встречи с Дзидрой. У него подрастала дочь от первого брака, после развода он был в длительных отношениях с актрисой Татьяной Лавровой.

Фильм «Коммунист», вышедший в 1957 году, в котором Урбанский играл главную роль, получил главные призы на фестивалях в Венеции и Киеве. Картина имела огромный успех и сделала Евгения Урбанского знаменитым на весь Советский Союз.

Роман Евгения и Дзидры был страстным и стремительным. Привожу отрывок из мемуаров Клары Лучко «Я — счастливый человек» об этой паре в начале их отношений:

«…Открытие начиналось с торжественного объезда трибун. Я стою в машине в гриме и костюме Ядвиги — певички из картины «Красные листья»… Евгений Урбанский стоит в машине у декорации из фильма «Баллада о солдате». И тут же актриса из Риги, красавица Дзидра Ритенберг, которая только что снялась на Киевской студии в фильме «Мальва».

Машины сгрудились, шоферы ждут команды, когда надо выезжать на арену. И так получилось, что друг против друга стояли в машинах Дзидра Ритенберг и Евгений Урбанский. Лицом к лицу. А я на своей машине стояла позади. И я была поражена, увидев, как они смотрели друг на друга. Они приехали в Ленинград несколько дней назад. И вот за эти несколько дней, как это бывает в жизни, родилось огромное чувство.

Им было совершенно все равно куда они едут, какие машины, в каком они городе, что вообще происходит. Утро, день, вечер, время года — ничто их не касалось. На огромном стадионе, где собралось сто тысяч ленинградцев, их было двое. Только Она и Он».

Спустя три недели после встречи актрисе предстояла операция на сердце. Урбанский проводил Дзидру до гостиницы и сказал, что каждый день в клинике будет с ней.

«Когда тебе сделают операцию, — говорил он, — и ты откроешь глаза, — первым, кого ты увидишь, буду я. Я тебя не оставлю всю жизнь».

После выписки Дзидры из больницы они поженились. Свадьбу сыграли в «Национале». Ритенберг как и Урбанский стала играть в Театре им. Станиславского. Сначала им выделили комнатку в общежитии, и лишь спустя некоторое время они поселились в отдельной квартире.

Евгений Урбанский боготворил Дзидру, он окружил жену заботой и вниманием. Позже актриса вспоминала:

«Женя за очень короткий срок выучил латышский, чтобы только в Москве разговаривать со мной на моем родном языке. И чтобы секретничать на людях. А как по-другому? Если ты жену любишь, ты научишься говорить с ней на ее родном языке…

Евгений Урбанский звал супругу Джуникой. Когда она сказала ему о беременности, он на миг перестал дышать:
«Счастье — вот оно! В тебе, Джуника».

Но их счастье было очень недолгим. Случилась беда, которая навсегда разделила жизнь Дзидры на «до» и «после». Позже Дзидра рассказывала:

«Я была беременная нашей дочерью. В тридцать семь лет это непросто. Поэтому мы и изменили нашей традиции — всегда быть вместе. Из-за тяжелого климата я не поехала с Женей в Среднюю Азию. Самое удивительное, что и он совсем не рвался к работе в этом фильме. Может быть, поэтому и возникло какое-то недоброе предчувствие, ощущение надвигающейся беды…

На съемках фильма «Директор» Урбанский решил самостоятельно выполнить трюк на «газике», в ту пору трюк стоил 250 рублей. Это более половины месячной зарплаты киноактера высшей категории. Деньги были нужны на покупку квартиры.

Но произошло непредвиденное — машина перевернулась. В результате травм и переломов актер скончался в больнице Бухары. Последними его словами были: «Боже мой, как больно!». Евгению Урбанскому не стало в возрасте Христа.

Дзидра лежала на сохранении в клинике. Боялась, что будут преждевременные роды. В те дни ей никто не осмелился сообщить скорбную весть.

«Ей сообщила об этом ее подруга, министр культуры Екатерина Фурцева. Лишь взглянув на нее, Дзидра замахала головой — нет! Фурцева кивнула — да. Дзидра хотела назвать дочку Катей, в честь подруги, а назвала Женей».

Замуж Дзидра больше не выходила и в одиночку вырастила дочь. Евгения Дочь стала певицей знаменитого латышского хорового коллектива, родила двух сыновей — Густава и Карла.

Эта утрата сломала актрису, она вернулась в Ригу. Как позже рассказывала Дзидра:

«Я приехала на родину… Самое грустное, что и в Риге я была никому не нужна. Я это сама точно знала. Мое место как актрисы было занято моими бывшими сокурсницами… И я ушла в режиссуру… . Кстати, эта профессия меня очень изменила, я стала жестче, резче…».

Дзидра Артуровна сняла восемь кинолент, снималась как актриса.

В марте 2003 года, не дожив нескольких месяцев до своего 75-летия Дзидра Артуровна Ритенберг ушла из жизни. Для многих ее уход остался незамеченным – другое время, другие герои на экране, а о звездах 1960-х годов почти забыли.

Она проживет без своего Жени 38 лет, бесконечно общаясь с ним. До последнего дня в комнате Дзидра висела огромная фотография Евгения Урбанского — молодого, веселого и красивого.

Светлая память.

Источник

Оцените статью
История любви двух звезд, которых судьба свела и очень быстро разлучила: Евгений Урбанский и Дзидра Ритенберг
Почему Говорухин зарекся не снимать больше Ходченкову после «Благословите женщину» и как снимали замечательный фильм