Невозвращенец Александр Годунов: противостояние с Барышниковым и ранний уход из-за тоски

1979 год. Большой театр зовут на гастроли в Америку. Организаторы ставят только одно условие – с труппой обязательно должен поехать Александр Годунов. Те гастроли закончились настоящей сенсацией. Артист, который был гордостью советского балета, решил не возвращаться на родину…

Он появился на свет в 1949 году на Сахалине. Когда Саше исполнилось три года, папа ушел из семьи. Мама увезла Сашу с братом в Ригу.

Когда мальчику исполнилось девять, его отдали в хореографическую студию. Саша и еще один мальчик – Миша Барышников – оказались самыми маленькими в группе. Ребята очень хотели хоть немного подрасти. Чего они только не делали ради этого – спали на полу, литрами пили томатный сок, висели на турнике.

Ничего не помогало. А потом вдруг случилось чудо. В 17 лет всего за одно лето Саша неожиданно вытянулся сразу на 20 сантиметров. А Миша так и остался танцором среднего роста. Именно тогда началось соперничество двух бывших друзей.

Танцевал Годунов великолепно – красиво, технично, эффектно. Впереди у юноши была блестящая балетная карьера. После учебы его пригласили в Большой театр. Александр танцевал ведущие партии в постановках «Анна Каренина», «Спартак», «Жизель» и других. Но при этом ситуация в Большом его все больше угнетала.

Годунов стал пешкой в противостоянии Юрия Григоровича и Майи Плисецкой. Григорович обещал танцовщику только самые лучшие роли. А Плисецкая выбрала его в партнеры, что автоматически зачислило юношу во враги режиссера. Потом она также легко сменила партнера. И Годунов остался проигравшим в не им развязанной войне.

Александр был фантастически красив и безумно талантлив. На его выступлениях сходили с ума и мужчины, и женщины. А еще танцор очень любил свою жену Людмилу Власову и был готов ради нее на все. Между супругами была разница в 7 лет. Но что значит возраст, когда такие чувства.

Ему, как и многим советским артистам, не хватало свободы творчества. В 1974 году на отчаянный шаг побега в Америку решился Михаил Барышников. Пережив все отчаяние эмиграции, танцовщик смог стать своим в этой стране.

Это был очень заразительный пример. Гастролируя по разным странам, артисты могли сравнить условия жизни на родине и за железным занавесом. И хотя были обеспечены деньгами, квартирами, машинами, но все казалось мало. Хотелось большего.

И поэтому во время гастролей по Америке в 1979 году Александр решился остаться в чужой стране и начать жизнь заново. 19 августа он вышел из гостиницы и пропал. Трое суток самолет с остальными членами труппы и супругой Годунова Людмилой держали в аэропорту. Людмилу запугивали, оказывали невероятный прессинг. А Александр все три дня ждал ее в здании аэровокзала.

Она все-таки решила вернуться на родину, и это стало для артиста страшным ударом. Он так до конца жизни и не смог забыть свою любимую.

Александр с трудом приживался на чужбине. Нет, с ним сразу был подписан контракт со стороны «Американского театра балета», которым руководил бывший однокашник Барышников. Но тот же Барышников не давал Годунову хороших ролей.

Кроме того, американский балет отличался от русского, и танцор никак не мог привыкнуть к этому. А Михаил все время указывал ему на это.

Годунов создал свою труппу. Гастролировал по всему миру. Появились деньги, был куплен дом. И даже появилась новая возлюбленная. Утонченная актриса Жаклин Биссет.

Но балетный век короток. Жаклин советовала присмотреться к Голливуду. И тогда артист еще раз решил круто изменить свою жизнь. Он ушел из балета и начал строить актерскую карьеру. Но и здесь у Александра не все складывалось гладко.

За 10 лет он снялся всего лишь в восьми картинах. И предлагали актеру только второстепенные роли. Самая заметная его работа в американском кино – бандит из «Крепкого орешка».

Все чаще Годунова охватывали тоска от не востребованности и депрессия. Артист не хотел, чтобы его жалели и никому ни на что не жаловался. Душевную боль он пытался лечить алкоголем.

Весной 1995 года Александр после съемок в Венгрии отправился в Ригу. Он очень хотел встретится с друзьями и близкими, которых не видел много лет.

Вернувшись в Америку, танцор все чаще начал запираться в своей квартире, избегая любого общения. Его терзала тоска. По родине, по любимой Людмиле, по ушедшей юности.

А потом он и вовсе исчез – три дня не отвечал на телефонные звонки и не выходил на связь. Медсестра, которая пришла в квартиру, чтобы сделать артисту плановые процедуры, нашла своего пациента мертвым. Ему было всего 45 лет…

Источник

Оцените статью
Невозвращенец Александр Годунов: противостояние с Барышниковым и ранний уход из-за тоски
— Мам, приготовь комнату, мы переезжаем к тебе! — Сергей позвонил матери