Я уже писал ранее, что у кинорежиссера Леонида Гайдая случайных исполнителей не было даже в самых коротких эпизодах. Каждая секунда экранного времени имела для него важное значение, даже если в кадре в это время отсутствовали герои фильма. Он часто повторял коллегам своё выработанное временем правило, что любой отличный фильм можно испортить одним маленьким неудачным эпизодом. Поэтому исполнителей даже для очень коротких эпизодов он выбирал с той же тщательностью, как и актёров на главные роли.
Одним из таких исполнителей в легендарной комедии «Бриллиантовая рука» был сотрудник бакинской государственной автоинспекции (ГАИ) старшина Курбан Мазанов.
В 60-70-е годы Курбан Мазаев был своего рода живой бакинской достопримечательностью. Он служил регулировщиком дорожного движения в столице Азербайджана.
В своём подразделении он был не просто на хорошем счету, а практически незаменимым постовым-регулировщиком, если требовалось оперативно разобраться в тяжёлой дорожной ситуации и в прямом смысле слова разрулить плотные потоки машин. Причем делал он это артистически красиво! Его изящным движениям и жестам позавидовал бы не только дирижёр, но и, например, танцор фламенко. Прохожие останавливались на тротуаре, чтобы полюбоваться чёткими, отточенными движениями этого постового.
Обычно рядом с перекрёстком, где работал Мазанов, собиралась местная детвора. Восхищенно глядя на него, они пытались копировать на первый взгляд простые движения регулировщика, но скоро понимали, что этот сложнейший танец с жезлом повторить невозможно.
Постепенно слава о нём распространилась по всему Баку, и он стал неким символом красоты и порядка на улицах города. О постовом слагали мифы и легенды. Например, что он якобы может управлять машинами даже без жезла, а лишь движениями своих густых бровей.
Слух о виртуозном регулировщике дошел до Москвы, и в Баку прилетели журналисты популярного в СССР журнала «За рулём», чтобы познакомиться с этим удивительным постовым. Они тоже были очарованы Курбаном, и в декабрьском номере журнала за 1973 год вышла заметка с его фотографией.
Когда в городе начались съёмки фильма «Бриллиантовая рука», местные старожилы посоветовали Гайдаю украсить свой фильм этим колоритным персонажем. В сценарии ничего подобного не было, но Леонид Иович поддался уговорам, чтобы взглянуть на регулировщика во время работы. Его подвезли на машине к перекрестку, и он несколько минут наблюдал, как Мазанов разруливал движение. И у режиссёра спонтанно родилась идея о том, где и как он снимет этого виртуоза жезла в своем фильме.
Это был тот смешной эпизод комедии в зарубежном городе, когда на улице была настоящая путаница из машин, пешеходов, ослов и верблюдов, а этот регулировщик так ловко управлял движением, что его слушались даже ослы и верблюды.
Помимо мастерства регулировщика, Курбан Мазанов обладал потрясающей внешностью, артистизмом и яркой харизмой. Поэтому не удивительно, что после своего успешного кинодебюта в фильме Гайдая Мазанов снялся ещё в трёх фильмах.
Многие годы Курбан Мазанов управлял движением на одном из самых напряженных перекрестках Баку на пересечении улиц Коммунистической и Чкалова, что напротив филармонии. В городе этот пятачок называли «правительственным», так как там каждый день проезжала машина первого секретаря республики.
Мазанов служил на своём посту до самой пенсии, а когда ему пришло время уходить по возрасту, на его перекрестке установили современный светофор. К тому времени светофоры уже стояли почти на всех бакинских перекрестках, но около филармонии его не устанавливали из-за Мазанова, который многие годы справлялся с этой работой намного лучше любого светофора.