Кино про приключения шахтера Павла Зубова снято очень талантливо, и аппелирует к зрительским эмоциям. Мне фильм понравился. Но давайте разберемся в мотивах и поступках главных героев. Есть категория зрителей, которые говорят: «Не нужно препарировать советские фильмы, просто смотрите их и получайте удовольствие».
Если речь идет о полу-фантастических комедиях типа «Бриллиантовой руки» или «Джентльмены удачи» — отчасти соглашусь. С «Мужиками» совсем другое дело. Это кино сугубо РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ. Оно снято так, чтобы у нас возникло полное ощущение погружения в реальную жизнь героев, чтобы мы не сомневались — это вот происходит с ними прямо на самом деле. Заметили, что в фильме почти нет закадровой музыки? Только в очень-очень редких эпизодах.
Это еще один кинематографический прием, чтобы создать иллюзию реальности происходящего. Да и сюжет фильма основан на событиях из жизни сценариста Валентина Михайлова (Дьяченко). Но об этом как-нибудь в другой раз.
Итак, главный герой Паша уходит в армию, а ему сообщают об измене невесты. После чего Павлик пропадает на 12 (!) лет. При этом, весь фильм нам показывают, какой он хороший и добрый человек (хотя и гордый). Мне вот просто не верится, что этот человек за 12 лет ни разу не навестил престарелых родителей, тетку и больную сестру. Он не скучал?
То есть конечно есть люди, которые поступают и хуже. Но это точно не положительный Паша. Тем более, что уехал он не на северный полюс, а в город Никель, откуда до Ставропольского края (где жила его семья) всего 3,5 тысячи километров. Доехал же Паша в конце концов. Самолеты в 1981 году уже вполне летали. Конечно, Павел Зубов был удручен вероятной изменой невесты.
Но он не стал алкоголиком или наркоманом, а напротив, ударным тружеником и весьма удачно жил с новой женщиной (хоть и не верил «всему женскому полу», как говорил).
Немало вопросов вызвает поведение Настены. Она явно не миллионерша. У нее комнатка в общежитии и деревенский дом, а также муж-алкаш. Мы точно не знаем, от чего умерла бывшая невеста Павла. Видимо, скоропостижно. И все-таки непонятно, как в таких стестенных условиях она взяла себе еще и мальчика Степу — одногодка своего родного сына.
Ну да, кормила. Но и всё. По фильму, Павлику-маленькому и Степе года 4 (столько же лет было игравшим их детям). Вешать себе на шею такой «хомут»? Который, по итогу, достался старшей дочери Поле. Зачем сценаристы ввели немого Степу в фильм — вполне понятно. Чтобы, так сказать, придать еще большего «веса» нечеловеческому подвигу Павла Зубова, чтобы шахтер выглядел на экране еще выигрышнее и достойнее.
Брошенных детей много. Их всех очень-очень жалко. Я им сочувствую. Но о чем думала Настя, беря Степу домой в комнату в общежитии к мужу-алкашу и еще двоим родным детям?
И наконец главный вопрос из концовки фильма. Все мы знаем Ставропольский край — комфортнейшее, уютнейшее место с точки зрения погоды и климата. К тому же, Павел Зубов оттуда родом. Но он живет в Никеле.
Население города Никель в советское время было 20 тысяч человек, сейчас осталось 10. А город уже превратился в поселок городского типа. Я читал много отзывов о жизни в подобных городках. Сами горожане пишут, что живут в ужасном, некомфортном месте и как бы попробовать оттуда «свалить». Я их не хочу обидеть.
Они сами так пишут на форумах! И Павел тащит дочку и двух малышей в это ужасное место, где вот такая среднемесячная температура.
К тому же, дети даже не из Москвы, они привыкли к теплому Ставрополью. И ладно бы они едут в северный Ленинград или скажем Новосибирск. Нет, в Никель с населением 20 000. Ну какие там перспективы?
Я отлично знаю про северные надбавки в СССР. Конечно, в Никеле в шахте платили намного больше, чем могли бы в Ставропольском крае. Но ведь Павел работает на севере уже 12 лет. Наверняка накопил уже приличную сумму денег — машины у него нет, а деньги где тратить в Никеле?
СССР не современная Россия. Павел легко нашел бы работу и на родине. Возможно, не такую высокооплачиваемую, но точно бы не бедствовал. Так зачем было тащить туда детей?
Красноречивый факт: сцены с автобусом и нападением собак снимали совсем даже не в Никеле, а в Москве! Понимаете, режиссер Искра Бабич не потащила съемочную группу в Никель (хотя это совсе даже не Хабаровск, а всего 2000 километров от столицы), но отправила туда своего героя Павла Зубова. Я понимаю, что так дешевле и проще.
Давайте вспомним Гайдая. По сюжету, действие новеллы «Наваждение» происходит в Москве, а вот снимали несколько сцен в Одессе. Именно там Леонид Иович нашел подходящую натуру (двор Лиды). Хотя легко мог ограничиться столицей.
Ну как хорошо было бы оформить опеку, быстро сгонять в Никель за вещами, вернуться домой к родителям и сестре? К тому же, у сирот был свой дом. Скажете, Зубов поехал к Тамаре? Вот честно: уже по их телефонному разговору можно было понять, что она уйдет.
Ну Паша точно был не дурак и скорее всего это тоже осознал. Да, все равно расстроился, когда обнаружил, что любимой нет. Но это было предрешено.
Впрочем, тогда и фильма бы не было.
Но я искренне надеюсь, что герои «Мужиков» пробыли в Никеле недолго, и вскоре вернулись в теплый и плодородный Ставропольский край, который был для всех четверых родным.
В заключение скажу, что фильм замечательный, учит добру и всем рекомендую его посмотреть. Особенно понравилась сцена с собачкой и машиной. А разобрать логику действий героев всегда интересно.