«Покровские ворота»: эмиграция Кореневой, вырезанные сцены и судьба еврейского мальчика

В основу сценария легла пьеса советского драматурга Леонида Зорина «Покровские ворота», которая во многом была автобиографичной. В студенческие годы писатель снимал комнату в коммуналке на Петровском бульваре, где и познакомился с прототипами главных героев: эксцентричной переводчицей, её мужем — специалистом по французской литературе, и их необразованным соседом. Прежде чем экранизировать пьесу Зорина, Михаил Козаков поставил по ней спектакль в Театре на Малой Бронной, который стал его режиссёрским дебютом. Когда начались съёмки фильма, комедия с успехом шла на сцене уже семь лет.

Ультиматум

На «Мосфильме» сценарий посчитали идеологически небезупречным. Чтобы получить разрешение на съёмки, Михаилу Козакову пришлось пойти на сделку с киноначальством: он пообещал сыграть Феликса Дзержинского в сериале «Государственная граница». Обещание актёр сдержал, но на этом его перевоплощения в «железного Феликса» не закончились. Козаков представал в образе революционера ещё дважды: в мини-сериалах «Синдикат-2» и «20-е декабря», причём за эти работы впоследствии был удостоен Государственной премии и двух премий КГБ.

«Слишком знаменит»

Изначально режиссёр планировал собрать в картине звёздный актёрский состав. В образах Хоботова, Маргариты Павловны и Саввы Игнатьевича он видел Андрея Миронова, Наталью Гундареву и Никиту Михалкова. Однако Михалков отказался от роли, а Миронова впоследствии забраковал сам Козаков, посчитав актёра «слишком знаменитым для коммуналки». В результате комедийное трио в кадре составили малоизвестные кинозрителю театральные актёры Анатолий Равикович, Инна Ульянова и Виктор Борцов, для которых «Покровские ворота» стали самым ярким появлением на экране.

Роковая эмиграция

Сразу после съёмок актриса Елена Коренева вышла замуж за американца Кевина Мосса — преподавателя русского языка и литературы, и вслед за любимым переехала в США. Этот факт бросал тень на всю съёмочную группу и на саму картину. Ситуацию спасло вышедшее незадолго до этого постановление ЦК КПСС о кинематографе. В документе содержалось требование выпускать больше кинокомедий. В результате лента, которую хотели отправить в архивы, дошла до широкого зрителя.

«Грустные еврейские глаза»

На роль скрипача сразу же утвердили юного Олега Смолина — режиссёру понравились его «грустные еврейские глаза». На площадке мальчик поставил Олегу Меньшикову мат за пять минут. Тогда актёр и произнёс фразу, которая вошла в фильм: «А вам, молодой человек, предлагаю ничью». После съёмок Олег окончил Гнесинское училище по классу скрипки, играл в симфонических и эстрадных оркестрах, а параллельно основал собственную рок-группу.

Опальный Велюров

По идеологическим причинам из фильма вырезали многие эпизоды. Особенно не понравился киноначальству артист Велюров. Доходило до абсурда: фрагмент его концерта удалили потому, что в узорах ограды цензоры разглядели звёзды Давида. Сразу после премьерного показа фильм списали в архив. Картина вернулась на экраны лишь при Горбачёве, причём в сокращённом варианте: во время антиалкогольной кампании пришлось «резать» Велюрова из-за его любви «хлопнуть по рюмашке». Полную версию фильма зрители увидели уже после распада СССР.

Источник

 

Оцените статью
«Покровские ворота»: эмиграция Кореневой, вырезанные сцены и судьба еврейского мальчика
Почему Анфиса «противная» на самом деле. Объясняю