В истории советского кино режиссеры много раз снимали фильмы по чужим сценариям, которые довольно часто правили. Все-таки текст это одно, а картинка со звуком — совсем другая история.
Ну например, Меньшов, снимая «Москва слезам не верит», как следует покромсал сценарий Валентина Черных — убрал отца Родиона, добавил героев Басова и Ахеджаковой, удалил сцену на пикнике, где Катя призналась Гоше, что она директор (но Гога решил, что это шутка).
С «Джентльменами удачи» вышло иначе. Виктория Токарева рассказывала в интервью, что сценарий писали втроем — она, Георгий Данелия и Александр Серый. Текст был готов примерно недели за три.
И даже несмотря на то, что он создавался при непосредственном участии как режиссера (Серый) так и художественного руководителя (Данелия), все равно во время съемок пришлось сокращать и переделывать. Профессор Мальцев в фильме оказался значительно старше, чем в оригинале (благодаря участию Эраста Гарина).
Исчезла бабушка Трошкина, жена Мальцева превратилась в дочку, полностью удалили сюжет с костюмом, который Косой вынес из трошкинской квартиры. Правки коснулись и линии с гардеробщиком.
В том числе, и в самой страшной сцене фильма — на крыше дома, когда комедия на мгновение перестала быть комедией, и на экране даже погиб человек.
Помните, как гардеробщик Прохоров назначил Трошкину встречу в сквере у Большого театра? А дальше подослал к нему Митяя. Трошкин ничего про него не знал, и не знал, как Митяй выглядел. Кстати говоря, обратите внимание: Доцент-то Митяя знал!
Потому что когда он заявился в логово бандитов, то сказал: Митяй, схорониться мне надо. Итак, Митяй попросил у Трошкина закурить, заведующий детсадом его не узнал и равнодушно ответил, что не курит. Тогда преступник поднялся обратно к Прохорову и сообщил тому, что у большого театра сидит никакой не доцент, а легавый.
Но в оригинальном сценарии «высокий человек в серой кепке» (Митяй) поднялся наверх, и сказал гардеробщику Прохорову, что внизу — ОН, Доцент. А дальше преступники увидели в бинокль, что Трошкин пошел к белой машине, сел в нее, сказал пару слов шоферу, посмотрев на часы, и шофер проговорил что-то в микрофон по рации.
Вот тогда-то Митяй с гардеробщиком и поняли, что Трошкин не тот, за кого себя выдает.
Мне бы очень хотелось узнать, что все-таки стало с Прохоровым? Его судьба в фильме не показана. Увы. В сценарии только упоминается, что после того, как Митяй упал с крыши, гардеробщик подкрался сзади к Доценту и взмахнул бритвой. Больше про него ничего не известно.