Алла Константиновна Тарасова— Великая эпоха русского театра и кино. По-прежнему недосягаемый образец Высокого Искусства. Мощнейшая актриса того времени.
О том, как своей пленительностью она воздействовала на зрителей в зале, еще долго ходили легенды в ее родном МХАТе. А молодые актрисы, при встрече с несравненной примой, буквально замирали, едва сдерживая слезы обожания.
Но что скрывалось под внешней успешностью и признанием этой гениальной артистки? Почему главной чертой её характера была скрытность и нежелание иметь близких друзей?
Начало пути
Алла Тарасова появилась на свет в 1898 году, в Киеве. Семья девочки была многодетной. Анкета актрисы, хранящаяся в театре, повествует о двух сестрах и одном брате. И только спустя годы станет известно, что детей в семье было пятеро.
Один из братьев работал в контрразведке генерала Деникина. Конечно, о таком факте в советской России лучше было молчать.
Отец семейства, Константин Прокофьевич, являлся медицинским светилом, профессором и трудился в университете. Мать, Леонилла Николаевна, родом из польской княжеской семьи, всю жизнь посвятила воспитанию детей.
Потрясенная незабываемыми спектаклями МХТ во время гастролей в ее родной город, Аллочка всерьез решила стать актрисой.
Едва ей исполнилось 16, она отправилась в Москву поступать в частную школу драматического искусства. Родители всячески поддерживали стремление дочери и никогда ни в чем не препятствовали.
Став ученицей таких мэтров, как Николай Александров и Николай Подгорный, уже в 18 лет Тарасова дебютировала в роли Финочки в спектакле «Зеленое кольцо» по пьесе модного тогда драматурга Зинаиды Гиппиус.
Первый успех
А еще через два года новоиспеченный супруг Аллы гардемарин Александр Кузьмин увез жену обратно в Киев. В стране царила разруха и голод. Супруг Аллы, офицер флота, добровольно вступил в армию Деникина.
После рождения сына Алеши семья перебралась в Севастополь. Потом в Константинополь, Прагу, Берлин. Тогда Алла считала, что покинула Россию навсегда, но как же она ошибалась…
Первый театральный успех пришел к актрисе именно в Германии. В 1922 году в Берлин на гастроли приехали актеры МХАТа, Тарасова присоединилась к труппе. Уже позже, Станиславский скажет, что Алла стала всеобщей любимицей. И во многом благодаря её таланту, их спектакли пользовались неимоверным успехом у зрителей Западной Европы.
По ходатайству Станиславского, в середине 20-х годов, актриса с семьей смогла вернуться в Москву. Но о том, что все ее родственники связаны с белым движением за границей, актриса тщательно скрывала.
Она была сдержанной, скрытной, а все пожары страстей переносила на сцену и съемочную площадку.
Про нее говорили, что она умеет жить ролью, а не просто играть. Тарасова сочетала в себе лед и пламень, никогда не боялась показывать чувства на сцене и в кино.
Любимица Сталина
После премьеры «Анны Карениной» в 1937 году, на которой присутствовал сам Сталин, ей присвоили звание народной артистки СССР. А сам спектакль приобрел значение государственного события.
Тарасова была любимицей вождя, только Лауреатом Сталинской премии она становилась пять раз. Но никто никогда не знал реального отношения актрисы к этому человеку.
К моменту триумфа Алла Константиновна станет женой уже другого мужчины. Человека, который сделал из неё настоящую звезду. Впрочем, она и сама никогда не скрывала тот факт, что встреча с гением русской сцены Иваном Михайловичем Москвиным изменила ее жизнь не только в личном плане.
На спектакли Ивана Москвина Аллочка приходила еще совсем маленькой девочкой. И вряд ли она могла тогда допустить даже мысли о том, что когда нибудь станет любимой женщиной человека такого масштаба.
Актер, один из немногих мог говорить на «ты» с Немировичем-Данченко, а Станиславский называл Москвина «кормильцем МХАТа».
Иван Михайлович был старше Аллы на 26 лет и несвободен в отношениях. Но это не помешало их чувствам. Ради Тарасовой, которую режиссер очень сильно полюбил, ему пришлось уйти из семьи. Москвин практически заменил отца сыну Тарасовой.
12 лет совместной жизни стали для актрисы самыми плодотворными в ее творческой судьбе. Через два года после их знакомства зрители с восторгом принимали ее Катерину в фильме «Гроза» А в театре не было равных, блестяще сыгранному ею образу Дездемоны.
Позднее вышли фильмы с ее участием – «Петр Первый» и «Без вины виноватые». И тут же случился триумф в театре — Аня в «Вишневом саду», Ирина в «Трех сестрах», Саша в «Иванове», и Соня в «Дяде Ване».
Она ждала его всю жизнь
Но в 1943 году Алла Константиновна ушла от Москвина. Мужчина очень тяжело переживал расставание с любимой.
Воссоединился с прежней супругой, но до последнего надеялся, что в его жизнь вернется та, с которой ему все еще приходилось выходить на одну сцену. Но этого не случилось. Через три года Ивана Михайловича не станет.
С генерал-майором авиации Александром Прониным Алла Тарасова познакомилась еще будучи замужней дамой, в 43 году, во время гастролей по фронтам. Страсть заставила их обоих забыть обо всем на свете.
Высшее руководство не давало разрешения генералу оставить семью и жениться на Тарасовой. Тогда Алла Константиновна набралась смелости и сама лично обратилась с просьбой к Сталину. И конечно, тот не смог отказать своей любимой актрисе.
Но эта история носила и печальный характер. Чтобы жениться на Тарасовой, 43-летний генерал в самом расцвете сил и возможностей должен был оставить военную службу. И он сделал это ради Аллы, занявшись преподавательской деятельностью. 30 лет супруги прожили душа в душу.
Большой грех
В 56 лет актриса вступила в партию, ей казалось, что этот шаг защитит ее. Ведь даже личное счастье, успех и благополучие так и не смогли избавить от страха, который сопровождал её всю жизнь.
Будучи глубоко верующим человеком, Алла Константиновна всю жизнь читала молитвы перед трапезой, как положено по церковным канонам, доставая глубоко спрятанные иконы из шкафа.
А после вынужденного вступления в ряды КПСС, до конца дней замаливала этот грех.
Последней ролью Тарасовой стала мать Валентины в пьесе Рощина «Валентин и Валентина». На одной из репетиций у народной артистки разболелась голова, работу остановили.
73-летняя Алла Константиновна спустилась в зал, прошла по проходу, оглянулась на сцену… Она уже знала, что больше сюда не вернется.
Её не стало спустя два года, 5 апреля 1973.