Геннадий (Гений) Юхтин

Когда ушла в лучший из миров Зинаида Кириенко, автор невольно стал считать тех, кто ещё остаётся с нами из рождённых в довоенные тридцатые годы, живущих актёров: О. Басилашвили, А. Фрейндлих, А. Демидова, Т. Доронина, Ю. Назаров, Т. Конюхова… Увы, загибать пальцы долго не приходится. Скоро уж пальцев одной руки хватит на всех. Вспомнился и Геннадий Юхтин, который старше всех выше означенных.

Мысленные пожелания ему здоровья и долголетия от автора видно не долетели по эфирно-астральному телеграфу межчеловеческих общений. Он открыл дверь в бессмертие накануне своего девяностолетия.

Какая роскошная галерея кинообразов открывается, когда просматриваешь фильмографию Геннадия Гавриловича Юхтина. И неважно, что многие роли были совсем небольшие. Он и в маленьком эпизоде запоминался. Как-то совсем ни с кем не путался. Его лицо было какое-то особенное. Да и голос у артиста был ни на кого не похожий.

Юхтин рано осиротел, мотался всё детство по детдомам. Вполне вкусил все прелести тяжёлого послевоенного детства. Его родители нарекли его Гением. Так он и жил до начала своей кинокарьеры как Гений Юхтин. Только когда его имя должно было появиться в титрах первого фильма, попросил написать Геннадий. А то уж больно высокопарно и нескромно выглядело бы оно в титрах.

Боевое крещение выпускник ВГИКа Юхтин получили в картине «Дело Румянцева», сыграв шофёра Евдокимова. Как смешно звучит его фраза: «А семейным человеком я все одно — стану. Сам себе рожу ребенка… Парнишку». Высокий, атлетически сложенный как спортсмен, Юхтин запомнился зрителям сразу. Он ещё во ВГИКе всех поражал своей фактурой и мощью. И вовсе не терялся в тени лучших звёзд курса.

А ведь его курс 1955 года до сих пор считается самым талантливым за всё время института. Что ни персонаж, то звезда: И. Извицкая, Т. Конюхова, Ю. Белов, Н. Румянцева, Р. Нифонтова, В. Владимирова, М. Криницина и другие. Со временем этот курс стали называть ещё роковым курсом. Уж больно у многих судьбы сложились непросто. Теперь, после ухода Геннадия Гавриловича, осталась в живых только легендарная Татьяна Конюхова.

И вот с самого 1955 года актёра стали безостановочно снимать в кино. И стоит заметить, что снимали до самого конца. В этом году выходит фильм «Хор», в котором почти девяностолетний Юхтин играет свою последнюю роль.

А какая озорная, широкая улыбка была у него. Он улыбался в кино много. Юхтинская улыбка была со знаком качества, по ней его сразу узнавали.

К сожалению актёра не часто задействовали в главных ролях. Их из огромного послужного списка наберётся немного. Его Сергей в Мальве — словно соскочивший со страниц М. Горького, сыгран был им блестяще. Революционер Башилов в фильме «Сыновья идут дальше».

Танкист Пётр из фильма «Жаворонок» — шикарная роль артиста. Да и сам фильм намного лучше современного практически римейка «Т-34» с вездесущим Сашей Петровым. Анархист Пшеничников по кличке «Пшено» в картине «О друзьях-товарищах» — пожалуй тоже вполне главная роль.

Ну и как не вспомнить роль иностранного шпиона в фильме «Акваланги на дне». Правда его шпиона в главные герои не записали, это из-за советской этики. Но роль как ни крути — главная. И как роскошно актёр сыграл её. В то время шпионов всё время какими-то придурками изображали, которых наши товарищи из органов брали голыми руками.

А тут такой ловкач, быстрый, хитрый, умный, скачущий по откосам как рысь. Оказывается и такие шпионы есть. И они, так обаятельно улыбающиеся, и были как раз очень опасные. Для 1965 года это было в новинку.

Но Геннадий Гаврилович не особо расстраивался из-за отсутствия главных ролей. Он сам говорил, что хорошо сыграть эпизод это даже сложнее, чем тащить главную роль. Ведь какое-то одно качество эпизодического героя актер должен сыграть так, чтобы зритель этого героя точно не пропустил.

Образ должен быть непременно ярким и одновременно органичным, и в то же время взаимодействовать с образом главного героя. Поэтому тут концентрация на всяких штрихах особо повышена. И краски должны быть ярче.

Геннадий Юхтин даже стих написал на эту тему:

В кино условие одно –

чем меньше роль, тем больше точность.

А выиграть тому дано,

кто сможет выдержать на прочность.

И, стоит сказать, актёр почти без провалов разрисовывал яркими красками своих маленьких героев.

Даже после падения Советского Союза Геннадий Юхтин не перестал много работать в кино. Он был в строю до самого конца. Правда всё меньше и меньше нравились ему наступившие времена. В одном интервью о честно сказал: «Современные фильмы рассчитаны на низкий вкус. Они не развивают, а наоборот, губят зрителя, вводят его в зависимость от дурновкусия, пошлости. Я могу сравнить сложившуюся ситуацию с нарывом, который все время увеличивается в размерах и никак не может лопнуть. А эти сериалы?

Это ведь не искусство, а целая индустрия, в которой абсолютно не важно качество, а нужен только вал, вал и вал. И ладно, если только взрослые попадают в эти жернова, но дурновкусие прививается и молодым людям. Оно заразно! Так мы можем потерять целое поколение».

Несмотря на свою огромную фильмографию, насчитывающую под 200 картин, Геннадий Гаврилович считал своим самым любимым фильмом раннюю картину «Весна на Заречной улице», где он сыграл роль молодого инженера Крушенкова. Во-первых, он считал этот фильм прорывом в нашем кино для середины 1950-х годов. А во-вторых, этот фильм однажды спас ему жизнь.

В перестроечные годы актёр шёл на творческую встречу со зрителями и его по дороге сбила чёрная «Волга». Водитель помог ему подняться и предложил отвезти в больницу, но он к своему удивлению почувствовал, что вполне может идти сам. Но уже приехала скорая, и осмотревшие его врачи сказали, что тяжелых травм у него нет.

И только тут он понял, что машина ударила его бампером в правый бок, где висела сумка через плечо. А сумке лежала коробка с фильмом «Весна на Заречной улице», которая приняла на себя основной удар.

Трудно представить себе наше отечественное кино советского периода без этого своеобразного, ни на кого не похожего актёра. Актёрам того времени удавалось создавать разнообразные образы при всей своей узнаваемости. У его героев не было безликости. Он запоминался во всех фильмах, где играл.

Творческое долголетие артиста вызывало искреннее уважение. Жаль, что его мало приглашали в передачи, мало брали у него интервью.

Таких лиц, как у Геннадия Юхтина, сейчас в кино нет. Уходит русскость, исчезают нестандартные лица. Улетают своими небесными маршрутами корифеи киноактёрской профессии. А мы остаёмся с тем, что есть.

Источник

Оцените статью
Геннадий (Гений) Юхтин
Красивый ляп, который часто бывает в костюмных фильмах