Кто был прототипом Людмилы из фильма «Москва слезам не верит» и почему поссорились сценарист картины и режиссёр?

Сегодня фильм «Москва слезам не верит» является любимой мелодрамой миллионов зрителей. И дело даже не в «Оскаре» и наградах. Например, мои пожилые знакомые, которые далеки от кинематографа и никогда не вдавались в подробности наград и международного признания киноленты, считают его своим любимым фильмом. Просто они помнят и любят ту старую Москву, которая там изображена, и просмотр этого фильма каждый раз возвращает их в свою молодость.

Но в статье речь пойдет не об исторической достоверности этой картины, хотя это тоже очень важно для будущих поколений зрителей, а о том, что образы главных героев фильма также достоверно отражали характеры, менталитет и дух той эпохи.

Автор сценария драматург Валентин Черных был родом из деревни. Хоть он и родился во Пскове, но детство и юность провёл на селе и до окончания школы никогда не бывал в крупных городах. В 1953 году приехал в столицу 17-летним юношей поступать в институт, но с первого раза не получилось. Отучился в ремесленном училище, поработал на производстве, отслужил в армии, из которой вновь вернулся в Москву, и всё же поступил на сценарный факультет ВГИКа.

Валентин очень быстро освоился в городе, всем сердцем полюбил Москву и вскоре уже не отличался от обычной столичной молодежи. Но при этом он замечал те особенности жизни и быта Москвы, которые оставались незаметными для самих москвичей. Это впоследствии помогало ему более ярко писать о Москве и о духе столицы.

По сценариям Валентина Черных снято полсотни фильмов, среди которых такие популярные, как «Культпоход в театр», «Выйти замуж за капитана», «Любовь с привилегиями», «Я объявляю вам войну», «Любить по-русски». Но наиболее знаменитой кинокартиной по его сценарию, конечно же, была мелодрама «Москва слезам не верит».

Валентин Константинович Черных был непубличным человеком и ранее никогда не давал интервью. Но после того, как фильм получил «Оскар», журналисты не оставляли его в покое.

В 1981 году по просьбе своего друга — заместителя главного редактора «Литературной газеты» Черных дал большое интервью, в котором, среди прочего, рассказал и о том, как родился сюжет к этому фильму.

По поводу прототипов главных героинь Черных сразу пояснил, что это были собирательные образы, в основном из многочисленных подруг его супруги, с которыми он сам дружил, наблюдал за ними на протяжении многих лет и мог видеть ту трансформацию характеров и интересов, которая происходила у них с годами.

Поэтому внутри кинообразов Катерины и Антонины, рассказывал Черных, присутствуют больше дюжины реальных женщин с их судьбами. Но это не касалось образа Людмилы Свиридовой, которую в фильме сыграла Ирина Муравьева.

Прототипом этой героини была одна конкретная женщина по имени Тамара, которая в конце 50-х сразу после школы приехала в Москву из небольшого села в Тверской области. Сказала родителям, что едет поступать в институт, но на самом деле вынашивала совсем другой план своей жизни. А этому предшествовала история её односельчанки.

Однажды в их совхоз из Москвы приехали «на картошку» студенты. С ними был руководитель — молодой доцент, который закрутил романа с одной из местных девиц. Когда уборка закончилась, она уехала с ним в город. Там они поженились, она родила ребенка и стала столичной жительницей.

Через несколько лет она приехала в родную деревню за рулём собственной машины. Была одета как кинозвезда, привезла кучу подарков родственникам и друзьям, в общем, все в деревне ахнули!

Выяснилось, что её муж оказался из обеспеченной профессорской семьи, что живут они в центре Москвы, в большой квартире, что у них есть своя дача и дом – полная чаша! Работать ей не надо, так как муж хорошо зарабатывает, она занимается домашним хозяйством, воспитанием сына, ходит по магазинам, ни в чем себе не отказывает, короче, живёт в своё удовольствие.

И глядя на неё, десятиклассница Тамара вдруг осознала, что жизнь можно коренным образом наладить всего одним удачным замужеством! И вот тогда у неё появилась цель в жизни. Тем более, что она сама была красивой и неглупой девушкой, а в Москве, оказывается, есть много успешных и богатых женихов.

Когда она приехала в столицу, то подруга через своего мужа нашла ей должность домработницы у одного известного московского журналиста. Он жил в большой квартире в той самой сталинской высотке на Котельнической набережной и выделил Тамаре отдельную комнату для проживания.

Так сложилось, что этот журналист был хорошим другом Валентина Черных. Именно в его квартире Валентин познакомился с Тамарой, и они стали достаточно доверительными друзьями. Эта дружба длилась несколько лет, Тамара прониклась к Валентину, как к старшему товарищу, и в то же время была с ним откровенна как со своим ровесником. Они часто болтали о жизни, и вот тогда Тамара рассказала ему и о своей удачливой подруге, и о своих планах на жизнь.

Тамара не скрывала от Валентина подробностей реализации этого плана, рассказывала о том, как она специально по выходным ходит на престижные кладбища в поисках солидных вдовцов, что достала абонемент в читальный зал ленинской библиотеки, где в курилках также подбирает себе подходящие варианты. Она не думала, что делает что-то аморальное, а скорее наоборот, считала себя мудрой и целеустремленной девушкой.

И, кстати, дела её шли неплохо. Почти каждую неделю она знакомилась с новыми кандидатами в женихи. Она представлялась им племянницей этого известно журналиста, и благосклонно разрешала провожать себя до дома.

Но обычно клевали на неё такие же, как и она сама, то есть те молодые люди, которые хотели за счет удачного брака улучшить свою жизнь в столице.

Фраза о том, что Москва — это большая лотерея, Черных впервые услышал от Тамары и позже включил её в фильм.

Шли годы, Тамара упрямо добивалась своей цели, пока, наконец, не познакомилась с известным и перспективным спортсменом, которого встретила в метро.

То есть, Валентину Черных в образе Людмилы ничего выдумывать не пришлось — в сюжете он изложил всё то, что каждый раз ему рассказывала Тамара. В сценарии он лишь поселил её в женское общежитие и подарил двух верных подруг, которых у неё в жизни не было.

Кстати, и дальнейшая личная жизнь Людмилы в фильме тоже соответствовала Тамариной судьбе. Муж после завершения спортивной карьеры начал пить, Тамара с ним развелась, оставив себе квартиру и значительную часть имущества, после чего опять вышла на «охоту».

Такую вот интересную историю прототипа Людмилы рассказал корреспонденту «Литературки» сам автор. Возможно, именно поэтому фильм получился жизненным и правдивым.

Уже в конце восьмидесятых, то есть через десять лет после премьеры кинокартины, Валентин Черных написал полноценный многостраничный роман по этому сюжету и использовал в книге в качестве иллюстраций кадры из фильма.

Меньшову не понравилось, что он сделал это без его разрешения, но больше не понравилось ему другое и более важное — за эти десять лет автор коренным образом пересмотрел своё первоначальное отношение к главным героиням.

Тот, кто читал роман Валентина Черных, наверняка заметил, что образы Катерины и Людмилы стали другими. В романе Катерина показана как жёсткая карьеристка, которая шла к своей цели по головам конкурентов. А вот Людмила стала взвешенной и мудрой женщиной, которая уже не стремилась к браку как таковому, а больше задумывалась о своём душевном комфорте.

И даже Антонина, которая по логике должна была быть самой счастливой из подруг, так как всю жизнь прожила в крепком браке, вырастила детей и нянчилась с любимыми внуками, в конце книги стала сомневаться в удачливости своей судьбы. Глядя на подруг, она вдруг задумалась – а верно ли она распорядилась своей жизнью и не имела тех любовных страстей, которые испытали её подруги?

Короче, трактовка сюжета коренным образом изменилась, и это стало причиной ссоры Владимира Меньшова и Валентина Черных.

Но это случилось после того, как они оба уже вошли в историю мирового кинематографа.

Источник

Оцените статью
Кто был прототипом Людмилы из фильма «Москва слезам не верит» и почему поссорились сценарист картины и режиссёр?
Отчего же, рождённые в «простых» семьях артисты, играют аристократов и наоборот…