– А это что у вас, дражайшая Солоха? – произнес он с таким же видом, приступив к ней снова и схватив ее слегка рукою за шею, и таким же порядком отскочив назад.
– Будто не видите, Осип Никифорович! – отвечала Солоха. – Шея, а на шее монисто.
– Гм! на шее монисто! хе! хе! хе! – И дьяк снова прошелся по комнате, потирая руки.
А ЧТО ТАКОЕ МОНИСТО?
Николай Васильевич неоднократно упоминает в своих произведениях именно это украшение.
В «Вечера накануне Ивана Купала»
….и давай душить за шею, когда на шее монисто, кусать за палец, когда на нем перстень, или тянуть за косу, когда вплетена в нее лента. Бог с ними тогда, с этими подарками! Но вот беда — и отвязаться нельзя: бросишь в воду — плывет чертовский перстень или монисто поверх воды, и к тебе же в руки.
И конечно же в «Ночь перед Рождеством»:
Пристанет, бывало, к красным девушкам: надарит лент, серег, монист — девать некуда!
Дивчата, у которых на головах намотана была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов, старались пробраться еще ближе к иконостасу.
Носят монисто и женщины в романе «Тарас Бульба». Но даже если отвлечься от того, что все это произведения, где действие происходит на территории современной Украины, монисто носили и героини авторов, пишущих о других местах:
— Вот еще только монисто надень! Как наденешь монисто, будешь, право слово, ни дать ни взять, святая икона в окладе! (А. Толской «Князь Серебряный»)
Монисто – украшение распространенное. Представляло собой оно широкое ожерелье из нескольких рядов бусин, жемчугов, каменьев и, обязательно, монет. Чем больше рядов – тем богаче и лучше монисто. Тем лучше приданое у невесты, тем богаче муж женщины, на чьей шее оно красуется.
Не просто украшение, но неприкосновенный запас. Если что, в крайнем случае, когда наступают черные времена, монеты монисто можно использовать по назначению, а драгоценные камни продать. «На шее славянки носят больше денег, чем стоит весь их дом» -записали иностранные послы, посетившие старую Москву допетровских времен.
Каждое монисто было особенное, выполненное по вкусам и возможностям своей хозяйки. Особенной гордостью женщин было, если в ее монисто есть иноземные монетки. Был у этого украшения и сакральный смысл. Не только красивая и дорогая вещица, но и оберег от злых чар и недугов.
В «Майская ночь или утопленница» Гоголь описывает коралловое монисто:
В полуясном мраке горели приветно, будто звездочки, ясные очи; блистало красное коралловое монисто, и от орлиных очей парубка не могла укрыться даже краска, стыдливо вспыхнувшая на щеках ее.
Кораллы считались особым материалом и оберегом. Не даром маленьким детям на шею вешали бусы из красного камня или коралл на веревочке.
Вот такое интересное украшение!