Как три серии превратились в две
Напомню, что снимать фильм «Служебный роман» Рязанов не планировал до тех пор, пока не увидел телевизионную версию спектакля «Сослуживцы», которая по мнению режиссера совсем не отражала духа пьесы. За съемки взялись с энтузиазмом и наснимали на полные три серии художественного фильма, который комиссия Госкино потребовала сократить в два раза.
Скрепя сердце из фильма убирали не только отдельные сцены, но и целые сюжетные линии и персонажей.
Так у актера Александра Фатюшина (по сценарию муж Верочки) в фильме осталось всего два эпизода: в холле и в курилке; энтузиастка Шурочка лишилась возможности извиниться перед коллективом за ошибку с преждевременными похоронами Бубликова; а Рыжова и Самохвалов…
Эти двое лишись нескольких сцен и диалогов, где Оля все также настойчиво добивается расположения бывшего сокурсника.
Несостоявшаяся экскурсия по городам России
Несколько лет назад в одном из интервью Светлана Немоляева пыталась вспомнить, каким был фильм изначально и подробно рассказала об одной из вырезанных сцен:
— Действие происходило все на том же званом ужине у Самохваловых. Я смотрела на своего Юру влюбленными глазами. Задумка была в том, что где бы он не находился, посмотрев в мою сторону, он должен был встречать этот влюбленный взгляд. Моя героиня по-прежнему ищет повод для встречи (накануне была снята сцена, где я вижу объявление об автобусной экскурсии куда-то по городам России) и предлагает Самохвалову поехать вместе, на что Юра отвечает (полностью импровизация Басилашвили), мол, Оленька мы с тобой уже в таком возрасте, что нас лучше лишний раз не трясти.
Эта сцена была удалена из фильма вместе с ещё несколькими эпизодами «влюбленных взглядов» Рыжовой. Так что те, кто считают, что Оля чересчур доставала Самохвалова, оказались правы.
Оказывается, до сокращения фильма навязчивый интерес Оли к Самохвалову был показан намного ярче и понятнее. К сожалению, полной версии фильма не сохранили даже архивы Госкино. Пленка была на вес золота, ее учитывали и сдавали на переработку.
Как понять, что перед вами отрицательный персонаж?
Что касается самого Самохвалова, то тут никакой сенсации не будет. Его Эльдар Рязанов писал, как абсолютно отрицательного персонажа. По этому поводу есть даже интересное замечание одного из кинокритиков советского периода.
Хотите узнать, как режиссер относился к персонажу? Кто главный злодей в истории? Кому нельзя доверять? Внимательно посмотрите советские фильмы. Главный негодяй всегда одет лучше всех. Вот такая простая подсказка. Сразу захотелось проверить или даже опровергнуть эту теорию, и найти-таки положительного героя «во фраке». Никого не припоминаете?