Непростая жизнь звезды фильма «Доживём до понедельника»
Она часами простаивала у служебного входа в Театр имени Маяковского, чтобы поймать момент, когда будет выходить Николай Охлопков – художественный руководитель театра, и попроситься на спектакль. Но Охлопков проплывал мимо, уткнув нос в меховой воротник, не замечая школьницы, поедавшей его глазами.
В конце концов не выдержала дежурная, регулярно наблюдавшая эту сцену: «Девочка, тебе чего?» Она же стала проводить Иру тайком на спектакли, на галерку. Ира в сотый раз смотрела «Гамлета» и мечтала, как однажды актриса, игравшая Офелию, не явится на спектакль (простудится! сбежит с помрежем! устроит забастовку!). И тогда Ира, знавшая роль назубок, выйдет на сцену…
После дождичка в четверг
На свою беду, Ирина всегда выглядела гораздо моложе, чем на самом деле. Когда она пришла в школу-студию МХАТ на консультацию, то услышала жалостливое: «А лет-то тебе сколько?», и поспешила ответить, что сдает выпускные экзамены на аттестат зрелости. Она специально для солидности прихватила с собой папин кожаный портфель с двумя металлическими замками, потому что короткая школьная форма и косы, уложенные «корзиночкой», сильно подрывали ее имидж «взрослой девушки».
Ее тут же отправили прямо на показ, и тут у Ирины приключился жуткий мандраж, и она, вцепившись в портфель, прикрыла им дергающуюся голую коленку. Председатель приемной комиссии – а комиссия вся состояла из известных актеров МХАТа, – заметив ее волнение, предложил отложить портфель в сторону, на что Ирина заявила, что ей «так удобнее». Пришлось отобрать портфель у абитуриентки силой.
Рядом две девушки на высоких шпильках, в облегающих тугие формы платьях по очереди читали один и тот же монолог из «Анны Карениной»: «Сережа, Сережа!..». А Ира ничего такого не приготовила. Но ее приняли сразу. Видимо, из-за контраста с конкурентками.
Капризная слава всегда норовила прошмыгнуть мимо нее. Уже незадолго до выпуска Печерникову пригласил на пробы Леонид Гайдай в свою «Кавказскую пленницу». Студентам запрещалось под угрозой отчисления сниматься в кино, считалось, что кино испортит мхатовскую школу.
Так в свое время были изгнаны из театрального Татьяна Самойлова, снявшаяся в картине «Летят журавли», и Жанна Прохоренко, сыгравшая в «Балладе о солдате». Но на преддипломном курсе преподаватели давали студентам слабинку, и киношники часто появлялись в стенах школы, приглашая на пробы.
Ирине название «Кавказская пленница» ничего не говорило, и она выбрала «Каменный гость» по Пушкину, сыграв в этом фильме донну Анну. Как известно, «Кавказская пленница» с Натальей Варлей в главной роли имела оглушительный успех. Встретив ненароком Печерникову в Доме кино, Гайдай съехидничал: «Ну что, донна Анна, где твой Дон Жуан? Пссы! – издал он неприличный звук губами, разведя руки в стороны. — А вот моя «Кавказская пленница»…»
Судьба дала возможность Печерниковой взять реванш. Станислав Ростоцкий пригласил ее на главную женскую роль в «Доживем до понедельника» — фильме, ставшим откровением своего времени. Едва выйдя на экраны, он имел грандиозный успех. Ирина сыграла трогательную и обаятельную учительницу английского языка
. Но и тут слава выказала к Печерниковой свое особое отношение. Композитор, сценарист, оператор, режиссер, исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов и даже исполнительница женской роли второго плана Нина Меньшикова – все они были удостоены Государственной премии СССР.
И только Печерникову официальным вниманием обошли: «молода еще для Госпремии» — бросил кто-то из чиновников и никто не возразил. Даже после того, как фильм получил гран-при на Московском международном кинофестивале, Печерниковой продолжали платить за съемочный день по обыкновенной актерской ставке.
Ее лицо – нежный хэпберновский овал и огромные глазища в пол-лица – запало в душу миллионам зрителей: письма от них шли мешками. А живую, неэкранную Иру не узнавали на улице. Дело в том, что короткая мальчишечья стрижка ее киногероини была чудом гримерного искусства – сама Печерникова носила длинные темно-каштановые волосы.
Из-за этого Ирине приходилось во время съемок вставать в пять утра и ехать на студию, чтобы гримеры могли поскорей приступить к работе. Сначала они заплетали сто тонюсеньких косичек, затем укладывали их на голове и туго бинтовали. И только потом туго натягивали тот парик, форму которого потом копировали по просьбам клиенток все парикмахеры страны.
Казалось, «Доживем до понедельника» станет той взлетной полосой, с которой и начнется звездная жизнь. Но именно после него Ира и пропала из виду. Пошла молва, что Печерникова, сделавшись богатой и знаменитой, уехала за границу.
Правда оказалась трагичней. На съемках в Польше Ирина, прыгнув с высоты в сугроб, налетела на пень и сломала обе ноги. Боль была такая пронзительная, что она потеряла сознание, не успев понять, что произошло. На больничной койке молодой актрисе пришлось провести более полугода.