Съёмки комедии «Привет, дуралеи!» совпали с тяжелым периодом жизни нашей страны. Сегодня большинством историков считается, что самым сложным годом в новой истории России был именно 1995-й. В разгаре первая чеченская война, из-за которой ввели мораторий на кредиты МВФ, поэтому размеры задолженностей государства перед бюджетной сферой достигли рекордных уровней.
При этом в стране полным ходом шёл передел собственности, когда более крупные ОПГ, поглощая мелкие, входили во власть, а в некоторых регионах становились этой властью. Федерация была на грани распада, и если бы мы не справились тогда с чеченской проблемой, то цепная реакция сепаратизма, поддерживаемая через многочисленные западные фонды по все стране, разбила бы страну на мелкие осколки, как незадолго до этого случилось и с СССР.
Понятно, что в таких условия «Роскино», как госструктура, не получала достаточного финансирования, а частные инвесторы и спонсоры еще не выросли до того уровня, чтобы уделять внимание этой отрасли.
И вот в такие непростые времена знаменитый режиссёр Эльдар Рязанов подал в «Роскино» заявку на новый фильм. Авторитет мастера бы огромный, но денег на производство фильма не было. Только что назначенный на должность председателя «Роскино» Григорий Геворкян посоветовал Рязанову обраться напрямую к министру финансов Василию Барчуку. Мол, я знаю, что он ваш давний поклонник, может и выделит деньги, а у нас в кассе пусто.
Терять было нечего, поэтому Эльдар Александрович так и сделал. Как позже рассказывал сам режиссёр, министр принял его очень радушно, несколько минут говорил комплементы, но когда речь зашла о деньгах, то сразу стал серьёзным. В итоге деньги он всё же дал, но взял с Рязанова обещание, что комедия должна быть обязательно весёлой. Мол, народу сегодня тяжело, и народ надо поддержать хотя бы так.
Комедия действительно получилась весёлой, да и состав актёров впечатляет: Татьяна Догилева, Татьяна Друбич, Александр Ширвиндт, Борис Щербаков, Александр Пашутин, Андрей Смоляков, Ольга Волкова, Алексей Булдаков и многие другие известные актёры. В главной роли снялся неожиданно для всех известный мим-клоун Вячеслав Полунин.
В те годы он в составе своего театра клоунады имел высокие рейтинги на телевидении, и, возможно, поэтому Рязанов и привлёк его в свой фильм. Но позже выяснилось, что способности драматического актёра у гениального клоуна оказались среднего уровня.
Сегодня можно смело признать, что фильм не удался, хотя и халтурой его назвать сложно, потому что известные актёры играли очень хорошо. Это был тот редкий случай, когда актёры второго плана начисто переиграли исполнителей главный ролей. Но успех в любой картине всё же делают главные герои.
К тому же свою роль сыграла необычная для режиссёра ситуация, когда государство деньги на фильм выделило, а надзорных органов, которые бы радели за качество работы, уже не было. Так вышло, что конкретного выгодоприобретателя у этой картины не оказалось.
Позже Алексей Булдаков вспоминал, что обычно дотошный и требовательный Рязанов, который раньше постоянно нервничал на площадке и ругался за любую мелочь, на съёмках «Дуралеев» был удивительно спокойным, позволял актёрам импровизировать, много шутил по поводу не всегда удачных импровизаций, но почему-то в итоге потом оставлял их в фильме.
Когда комедия провалилась в прокате, это особо никого не удивило. В 1996 году народ в кинотеатры почти не ходил. В те годы на наших киноэкранах в основном крутили качественные голливудские боевики, но и на них собиралось не так много публики. Поэтому финансовый провал картины списали не на её качество, а на плохую конъюнктурную ситуацию.
Тем не менее кинокритики записали этот фильм в актив режиссёра в отличие, например, от следующей комедии «Старые клячи», которая провалилась в прокате и стала убыточной для частной компании «КиноМост».
Позже Рязанов снял еще пять картин комедийного жанра, из которых лишь одна последняя принесла прибыль — это «Ирония судьбы. Продолжение». Причем в этом фильме он отказался официально быть режиссёром, но активно участвовал в постановке картины.
Специалисты считают, что успех был достигнут за счёт правильно построенной рекламной компании. В итоге фильм сразу возглавила список лидеров проката 2008 года, собрав только за первые три месяца около 50 миллионов долларов выручки при бюджете фильма в 5 миллионов.
Буквально через полгода Рязанову предложили снять еще один подобный фильм, некую смесь сиквела и ремейка по одной из его советских кинокомедий. Рассматривались два варианта: «Служебный роман» или «Вокзал для двоих». И там, и там сюжетные истории могли иметь интересные продолжения, да и исполнители главных ролей были живы и могли достойно отыграть.
Но опытный и прозорливый мастер отказался. Наверное, он понимал, что в случае с продолжением «Иронии судьбы» большую роль сыграла удача, которая бы вряд ли еще раз улыбнулась в подобном занятии.
Позже история это подтвердила, так как ни один ремейк или сиквел по старым советским комедиям не имели успеха. Фильм «Служебный роман. Наше время» хоть и принёс некоторую прибыль, но имел отрицательные отзывы киноспециалистов. А вот ремейки на другие советские кинокомедии «Джентльмены, удачи!» и «Кавказская пленница!» были не просто убыточны, но и забыты зрителями буквально через пару месяцев после премьеры.