Провальный фильм Владимира Басова, в котором снялись 8 актёрских династий

В интервью журналу «Советский экран» Владимир Басов сказал, что

работа над фильмом «Время и семья Конвей» (1984) для него была истинным счастьем. Но критики и зрители встретили картину, которая стала для Владимира Басова предпоследней, с прохладцей и в прокате она прошла слабо.

Но пока шли съёмки, режиссёр наслаждался: он вновь занялся экранизацией Джона Пристли, английского драматурга, вновь пригласил композитора Вениамина Баснера, с которым был знаком уже не один десяток лет, и приготовил для зрителей интригующий сюрприз в виде главных актёров.

Драматург Пристли принёс режиссёру Владимиру Басову удачу в начале семидесятых. Тогда он экранизировал пьесу «Опасный поворот» (1972) и фильм тут же стал популярным. Спустя десятилетие Басов опять взялся за экранизацию Пристли, выбрав «Время и семья Конвей», которую счёл лучшей и типичной для драматурга.

Басову, выступившему здесь и в качестве сценариста, захотелось показать, как время подчиняет себе людей, не желающих брать на себя ответственность, как ломает их жизни и лишает счастья.

А основной идеей ленты была мысль о том, что нужно жить по совести, помнить о будущем и самому строить судьбу.

Первой актрисой, которая попала на площадку, стала Руфина Нифонтова, давняя знакомая Владимира Басова, которая снялась у него всё в том же «Опасном повороте». Нифонтовой режиссёр доверил центральную роль — миссис Конвей, основательницы семейства, матери четырёх дочерей и двух сыновей и хранительнице дома. А потом режиссёр придумал очень интересный ход.

Фото со съёмок. Евгений Леонов

По сюжету действие происходит в двух временах.

Сначала герои встречаются после окончания Первой мировой войны, второй раз зритель видит их же, но уже спустя двадцать лет, накануне Второй мировой.

В первой части персонажи юны, одухотворены, они ждут от мира открытий, мечтают, каким будет их будущее, и готовятся к жизни, полной ярких событий. Но когда годы уже прожиты, а половина жизни осталась позади, выясняется, что

члены семьи Конвей и их друзья отнюдь не преуспели, мечты так и остались мечтами, а впереди лишь мрак и возможная бедность.

Роли повзрослевших героев сыграли настоящие знаменитости и любимцы зрителей: Ирина Скобцева и Маргарита Володина, Марианна Стриженова и Инга Будкевич, Олег Табаков и Евгений Леонов, Ростислав Янковский и сам Владимир Басов.

Им всем нужны были своего рода экранные двойники — актёры, показавшие бы тех же персонажей в молодости.

Был вариант омолодить исполнителей с помощью грима, но от него Басов отказался сразу, поскольку выглядело бы это фальшиво. Попробовав несколько артистов и поняв, что дело не ладится, он нашёл необычное решение: на роли юных героев позвал детей кинозвёзд.

И, кажется, больше ни в каком другом советском фильме на экране не появилось сразу столько семейных дуэтов.

Молодыми Конвей и друзьями дома стали Алёна Бондарчук и Мария Володина, Наталья Стриженова и Вероника Изотова, Антон Табаков и Андрей Леонов, Игорь Янковский и Владимир Басов-младший. Алёна Бондарчук, Наталья Стриженова и Мария Володина были тогда совсем неопытными начинающими артистками, а некоторые другие звёздные наследники, например, Антон Табаков, Владимир Басов-младший и Вероника Изотова, уже имели обширную фильмографию.

Но это не помешало молодым людям подружиться и сыграть ладно. К ним, кстати, присоединилась Ирина Шмелёва, ещё одна молодая и пока не слишком известная актриса, которая станет одним из символов постперестроечного кино. Ирине досталась роль Кэрол, самой молодой дочери миссис Конвей, любимицы семьи, которая внезапно уйдёт из жизни и на второй встрече будет присутствовать лишь как прелестное воспоминание из юности.

Владимир Басов увидел в знаменитостях и их детях не только внешнее сходство, но и едва уловимое, но всё же ощущаемое сходство внутреннее, душевное, психологическое. Это действительно сработало на пользу фильму:

зрители уже в молодых героях видят особенности характеров, которые потом проявятся куда ярче.

Отказался режиссёр и от нарочито «английских» декораций, оставив интерьер скорей нейтральным, нежели национальным. При этом, кстати, оператор и режиссёр ненадолго выехали в Лондон и сняли натуру, которую видно в начале ленты. Но вот интерьер дома строго британским не назвать.

Всё потому, что сам Пристли уважительно относился к русскому классику Антону Чехову и даже мимолётно вплетал в свои истории какие-то чеховские мотивы. Владимиру Басову захотелось это деликатно подчеркнуть, поэтому и оформление картины лишено британской чопорности.

Но, к сожалению, несмотря на такие старания и внимательность к деталям, фильм «Время и семья Конвей» получился скорее средним, чем выдающимся и определённо уступил «Опасному повороту». И даже

первые кадры с названием сразу портят впечатление: здесь допущена нелепая опечатка. В оригинале название пишется как Time and the Conways. В титрах название указано как Time and the Conveys.

Как и почему редакторы «Мосфильма» допустили такой глупый ляп, осталось загадкой. Ну а второй прокол (для меня прямо-таки ужасный) — это озвучка Владимира Басова другим актёром, Владимиром Ферапонтовым. Тоже нет точной информации, почему Басов не озвучил себя.

Возможно, причина в том, что он уже плохо себя чувствовал и постоянно нуждался в медицинской помощи. Но в картине у него не так уж много реплик и, вероятно, больших усилий озвучание не стоило бы. Не мне, разумеется, судить, но

слишком уж специфичен и узнаваем голос Владимира Басова и видеть на экране его, а слышать совсем иной голос, — дискомфортно до болезненности.

В целом «Время и семья Конвей» смотрится неплохо, хотя многие уверены, что фильм заметно проигрывает одноимённому телеспектаклю 1974 года, а критики и по сей день отзываются о картине нелестно и считают её одной из неудач Басова-режиссёра. Но посмотреть его всё же стоит хотя бы ради того, чтобы увидеть столько именитых отцов и детей, матерей и дочерей одновременно.

Оцените статью
Провальный фильм Владимира Басова, в котором снялись 8 актёрских династий
«Иван Варавва был влюблен в Любу»: поясню, почему не согласна с такой версией