Назвать новорождённую девочку в честь умершей сестры, наверное, было не самой хорошей идеей. Но Мария и Вильям Клемм поступили именно так – 15 августа 1822 года, в Балтиморе, у них появилась дочь. А десятью днями ранее они оплакали другую Вирджинию. Заняв место своей старшей сестры, Вирджиния Элиза Клемм всегда незримо ощущала её присутствие. Родители не верили, когда девочка рассказывала им, что ей снится «другая Вирджиния».
Ей было восемь, когда в их доме ненадолго поселился Эдгар Аллан По. Он только что уволился из армии, разорвал отношения с приёмным отцом, и ждал зачисления в Вест-Пойнт. Родные отзывались об Эдгаре двояко: он был умён, хорошо образован, но его поведение часто вызвало у них раздражение. Все знали, что По пришлось покинуть Виргинский университет – он наделал множество долгов, которые отец отказался оплатить.
С Вест-Пойнтом у Эдгара тоже не заладилось: поначалу он был на прекрасном счету у педагогов, признавших в нём определенные таланты, но никто не хотел мириться с тем, что он отказывается выходить в караул и не выполняет другие свои обязанности. Ожидаемо последовало отчисление. Эдгар вышел в большую жизнь без гроша в кармане. Вдобавок, умерший приёмный отец ни словом не упомянул его в завещании.
Теперь Вирджиния часто видела Эдгара – в доме тётушки Клемм его охотно принимали и позволяли остаться на несколько месяцев. «Кузен Эдгар» старался заработать на жизнь тем, что писал рассказы и стихи. Это было так любопытно, таинственно, так интересно, что Вирджиния задавала По десятки вопросов о его работе.
А он не сводил с неё глаз. «У неё были темные волосы и огромные фиалковые глаза», — позже напишут о Вирджинии. В 1835 году кузен сделал ей предложение. Тринадцатилетняя девушка ответила согласием, но её мать поставила несколько условий: брак будет тайным, иначе родня не поддержит их (а значит, им перестанут финансово помогать). Второе – супружеские отношения тоже придётся отложить, пока Вирджиния не повзрослеет.
По всей видимости, Вирджинию и По поженили 22 сентября 1835 года. Несмотря на обстановку тайны, родственники узнали об этом союзе. Как и ожидала Мария Клемм, те небольшие средства, что иногда поступали от родни, больше ей не перечислялись. «Если Эдгар – семейный человек, он должен содержать семью сам», — сообщилось в письме.
Скрывать брак отныне не имело смысла, поэтому 16 мая 1836 года состоялась «официальная» церемония, свидетельство о которой сохранилось до наших дней. Возраст невесты специально указали неверно: двадцать один год. После этого — вопреки обещанию, данному Марии Клемм — пара провела медовый месяц в Санкт-Петербурге, что в американской Вирджинии.
свидетельство о браке
«Его любовь к жене была своего рода восторженным поклонением духу красоты», — писал редактор Джордж Рэкс Грэм.
Сам По высказывался о Вирджинии так: «Я не знаю среди живых никого столь же красивого, как моя маленькая жена». Дома он называл её «сестрёнка».
Молодая пара часто переезжала – они жили то в Балтиморе, то в Нью-Йорке, то в Филадельфии. Чтобы поддержать мужа, Вирджиния стала подрабатывать шитьём. Этого не хватало, но По ценил усилия жены.
У него самого дела тоже складывались не очень – журналы, в которых он работал, закрывались. Но… читатели уже полюбили его. К началу 1840-х Эдгар По стал заметной персоной в литературном мире, и у него появились восторженные поклонницы.
С одной из них, Фрэнсис Осгуд, он вступил в длительную переписку. Считается, что их отношения оставались платоническим, к тому же, Фрэнсис была замужем. Но другой почитательнице Эдгара, Элизабет Эллет, в этом виделась романтическая подоплека. Однажды она пришла в дом писателя и прямо заявила об этом… Вирджинии.
На такое вмешательство в свою жизнь По отреагировал бурно. Вирджиния была склонна поверить, что Осгуд – всего лишь впечатлительная дама, очень приятная в общении. Кроме того, Фрэнсис нередко бывала в доме По, и Вирджиния лично общалась с ней.
Но Эллет продолжала настаивать на своем, об этом «треугольнике» узнал и муж Фрэнсис, а потом все просочилось в прессу… Вирджиния тяжело переживала. Она была больна, и лишние потрясения ей совсем не были нужны.
Юная жена Эдгара По в 1842 году почувствовала себя плохо, когда пела и играла на арфе. Лекари сделали вывод о чахотке. Писатель лишился сна от тревоги. Он был готов сделать все, чтобы Вирджинии стало лучше, но «сестрёнка» на удивление спокойно восприняла вердикт.
«Я знаю, что скоро умру, — говорила она своей подруге Элизабет Оукс, — но я хочу сделать мужа счастливым… И стать для Эдгара ангелом-хранителем».
В 1846 году они переехали в коттедж в Фордхэме, неподалеку от Нью-Йорка. Там и прошли последние месяцы Вирджинии. Её не стало 30 января 1847 года. Писатель пережил супругу всего на два года. И обстоятельства того, как именно ушел из жизни Эдгар По покрыты завесой тайны – существует около десятка версий, почему это произошло.
P.S. Свидетельства о тайной церемонии 1835 года не имеют документального подтверждения, и переданы со слов родных. Тем не менее, об этом факте биографы По часто упоминают. Совершенно же точно — союз состоялся в 1836 году, о чем свидетельствует документ, приведенный в статье.