«Тихий Дон» Сергея Бондарчука. Прошло 14 лет от первого снятого кадра до премьеры, которой лучше бы не было совсем

Аксинья – актриса из Франции, Григорий Мелехов – британец, а Пантелея Прокофьевича сыграл американский актёр. Почему этот фильм даже язык не поворачивается связывать с именем великого советского режиссёра?

Безусловный классик советского кинематографа Сергей Фёдорович Бондарчук вынашивал идею экранизации шолоховского «Тихого Дона» около тридцати лет.

Впервые о своем желании снять этот роман он заявил в одном из интервью сразу после премьеры фильма «Война и мир». И он даже проговорился тогда, что уже заручился поддержкой самого Михаила Шолохова, но не смог получить благословения на эту работу своего учителя Сергея Герасимова.

Сейчас уже трудно судить о том, почему Герасимов был против. То ли он опасался, что его талантливый ученик превзойдет своего учителя, то ли наоборот, он считал, что Бондарчук еще не дорос до нужного уровня.

Так или иначе, но Бондарчук смог вернуться к своей мечте лишь в конце 80-х после смерти Сергея Аполлинариевича Герасимова. Он написал рабочий вариант сценария, а вот сам фильм утвердить в Госкино долго не удавалось.

В перестроечные годы руководить культурой в стране пришло новое поколение чиновников. Эти начальники уже либерального толка сносили всё, что касалось традиционной советской школы, цензуры, художественных советов и устоявшихся тематик в кинематографе. Поэтому вся «старая гвардия» включая режиссёров и драматургов, невзирая на прошлые заслуги, попали в немилость.

Внешне к ним сохранялись почёт и уважение, но всё, что касалось работы, встречало сопротивление. Лишь в 1990 году Бондарчук добился, чтобы фильм был утверждён. Но те деньги, которые удалось выбить на этот пятилетний проект (первоначально намечалось снять 15 серий) в 1992 году в результате падения рубля обесценились.

Кинопроизводство было остановлено ещё не начавшись, и всем показалось, что это конец. Но имя великого режиссёра, известного во всём мире, сыграло свою роль. Нашлись заграничные инвесторы, которые были готовы профинансировать весь проект, но на своих условиях.

А условия эти были почти катастрофой для 72-летнего Сергея Фёдоровича. Ключевые роли Григория Мелехова, Аксиньи и Пантелея должны были сыграть иностранные актёры. Бондарчуку позволили принимать участие в отборе этих актёров, но без решающего голоса и права вето.

В роли Григория Мелехова снялся британский актёр Руперт Эверетт. В итоге актёры были выбраны, которые Бондарчуку совсем не нравились. Но он еще до этого подписался под таким контрактом, так что деваться было некуда и надо было начинать работать.

В роли Аксиньи снималась французская киноактриса Дельфин Форест. Но вскоре обанкротился и иностранный инвестор съёмок, поэтому итальянский банк изъял все киноматериалы в счёт частичного возмещения кредитов этого инвестора. Отснятый на 80% фильм был конфискован.

И как показалось тогда Сергею Фёдоровичу, что навсегда. А вскоре не стало и самого Мастера. В результате онкологии он ушёл из жизни в 74-летнем возрасте. И лично я не сомневаюсь, что катастрофа с «Тихим Доном» сыграла в его смерти не последнюю роль.

Американский актёр Мюррей Абрахам в роли Пантелея Мелехова. Лишь в 2005 году по инициативе его сына Фёдора Бондарчука «Первый канал» выкупил эти киноматериалы у иностранного банка. Доделывать фильм взялся сам Фёдор, и через год вышла 7-серийная телеверсия той картины, которую еще в 1992 году начал снимать его отец.

Критика после премьеры была беспощадной и вполне заслуженной. Телевизионную версию ругали за всё: и за актёрскую игру (точнее за то, что её там нет) и за рваный сюжет, который передавал роман «рывками» подробно останавливаясь на одних сценах и пропуская важные другие. Отмечался и низкий уровень операторской работы (Даниель Нануцци).

Все публикации в прессе были единодушны в своём мнении, которое, наверное, точнее других было сформулировано в статье «Независимой газеты». Она была озаглавлена: «Счастье, что Шолохов не дожил до этого»

Этот фильм есть в интернете, и любой желающий может его посмотреть. Честно признаюсь, я посмотрел его лишь отрывками. Просто пожалел своё время. Но даже этих отрывков мне было достаточно, чтобы согласиться с критиками. И очень хорошо, что не только Михаил Шолохов, но и сам Сергей Бондарчук этот фильм не увидел.

Оцените статью
«Тихий Дон» Сергея Бондарчука. Прошло 14 лет от первого снятого кадра до премьеры, которой лучше бы не было совсем
От олимпийского золота до тюрьмы — Судьба гимнастки Зинаиды Ворониной