«Наши дамы более раздеты, чем одеты»

«Вы что, не видите, эти дамы голые!» возмутился Наполеон, увидев, как на балконе Люксембургского дворца подруги его жены демонстрируют свои новые платья.

Великая Французская Революция изменила не только само устройство французского общества, но и моду. Отказавшись от избыточной роскоши старого режима, дамы облачились в туники и платья, более всего напоминавших об античности.

«Освобожденная мода», говорили парижане. Этот период ознаменовался и небывалой свободой нравов, что совершенно не нравилось Наполеону Бонапарту.

«Наши дамы более раздеты, чем одеты», сетовал он. Новый император желал окружить себя благородным двором и покончить с легкомысленными настроениями в обществе.

«Когда его колесница клонится к горизонту, его сверкающие стрелы (солнца)… освещают слишком прозрачную ткань и без ведома красавицы открывают постороннему глазу прелести, не предназначенные для лицезрения» — писал поэт Сальге о новой моде, захватившей Париж.

Под тонкими муслиновыми и шелковыми платьями женщины порой не носили даже корсета! Не говоря уже о тех отчаянных модницах, что обливали юбки водой, чтобы продемонстрировать стройные ноги.

Когда то Парижан шокировал портрет королевы в простом белом платье. «Ее Величество показала нам себя в ночной рубашке!» — возмущали они. Теперь же парижанки шокировали всех своей свободой.

Возвращающиеся во Францию аристократы, эмигрировавшие от Террора в Англию, были поражены. Туники с глубокими вырезами, платья совсем без нижних юбок, демонстрирующие изгибы женского тела.

Когда мадам де Сталь вернулась из Лондона в Париж о ней писали: «Ее тяжелое платье из серого шелка некрасиво выделялось на фоне белоснежных туник в танцевальной зале». Впрочем, мадам де Сталь быстро переняла новую свободную моду.

Бонапарт понимал – чтобы удержать и укрепить власть, требуется восстановить мораль и начать следует с реформации женской моды. И он методично совершал шаги по возвращению приличия в женские наряды.

Когда г-жа Тальен появилась на балконе Оперы в полупрозрачной тунике, ее крепко отчитали.

Приходилось Наполеону бороться и с женщинами внутри семьи. Жозефина де Богарне была отъявленной модницей и ей невероятно нравились тонкие и такие изящные платья с высокой талией, ей нравилось демонстрировать обнаженные плечи и стройные ноги.

Того же мнения придерживалась красавица Полина, скандальная сестра Наполеона, гордившаяся своей красотой.

Кроме того, дам, следующих моде слишком слепо, высмеивали в памфлетах и газетах. Карикатуристы не упускали случая отметить, что платья без корсета и нижних юбок идут далеко не всем типам женских фигур.

И все же, очень быстро скандальные «голые платья» уходили в прошлое. Сохранилась высокая талия и прямой силуэт, изящные драпировки, короткие рукава-фонарики.

Ткани становились все менее прозрачными, появился и новый корсет, более легкий по сравнении со старой клеткой из китового уса, но все же позволявший создать силуэт и скрыть прелести дам. Большое влияние на моду оказывала Жозефина, обожавшая шали и новые платья.

Оцените статью
«Наши дамы более раздеты, чем одеты»
«Волшебные» женщины: как менялись героини в отечественных киносказках