«Той холодной ледяной ночью молодая дама в бальном платье, усыпанном бриллиантами, мчалась во всю прыть в открытых санях по улицам Петербурга. Кто бы мог узнать в этой сумасшедшей сына одной из самых почтенных семей в городе?»
— так князь Феликс Юсупов описывает в мемуарах свою типичную выходку времен молодости. Самый завидный жених Петербурга дореволюционной России, Юсупов слыл большим любителем праздной жизни и мастером эпатажа.
Историк моды Александр Васильев приоткрывает для читательниц «Лилит» любопытные страницы жизни человека, вошедшего в историю как соучастник убийства Григория Распутина.
Потомок Магомета в маминых бриллиантах
Феликс Юсупов, последний наследник огромной финансовой империи татарских князей, которые берут начало от пророка Магомета, родился 24 марта 1887 года в петербургском дворце Юсуповых на Мойке.
Родной брат Феликса, надежда и опора семьи, погиб на дуэли, что превратило юного князя в единственного наследника фамильного состояния. Мать, княгиня Зинаида Николаевна, передала ему не только титул князя Юсупова, но и два других: он был также графом Сумароковым-Эльстоном.
Детство князя прошло в крымском имении, во дворце на Мойке и в усадьбе Архангельское. Феликс привык жить в роскоши, в окружении прекрасных вещей. Но в своих воспоминаниях он отмечает, что особенно ему нравился мавританский кабинет на Мойке. Князь представлял себя султаном и с детства обожал тюрбаны и восточные халаты — эта любовь прошла с ним через всю жизнь.
Когда Феликс подрос и наверняка понял, что его ceкcyaльные предпочтения, увы, не мир женщин, стал наряжаться еще экстравагантнее.
Тайком от матери Феликс облачался в ее вечерние платья, надевал бриллианты, начесывал себе большие шиньоны и вставлял в прическу перья. Он мчался на извозчике через весь Невский в кафешантаны и соблазнял там в женском обличье молодых офицеров.
Безусому и безбородому Юсупову с красивым лицом и тонкими чертами нетрудно было столь правдоподобно перевоплощаться в представительниц противоположного пола.
Его интерес к мужчинам можно проследить по воспоминаниям. Юсупову всегда нравились спортсмены, офицеры, наездники — люди мужественные и хорошего телосложения.
В 1909 году Феликс отправился учиться в Оксфорд. Три года, проведенные в Англии, он считал счастливейшим временем своей молодости. Правда, куда больше учебы его в то время интересовала светская жизнь. Он и сам впоследствии удивлялся, как смог в итоге сдать в Оксфорде экзамены.
Свою квартиру у Гайд-парка в Лондоне Юсупов обставил исключительно вещами из модного тогда ателье «Мартин» — дочернего предприятия Поля Пуаре, которого весьма почитал.
Он очень гордился черным ковром и считал себя основоположником лондонской моды на них. Компанию студенту составляли попугай и любимый бульдог, который, как и Феликс, был большой оригинал — пес ненавидел все с рисунком «шашечка».
Для участия в костюмированном балу в лондонском Альберт-холле Юсупов заказал себе в Петербурге русский боярский костюм из золотой с красными цветами парчи XVI века.
«Кафтан и шапка были расшиты бриллиантами, оторочены соболями. Костюм произвел фурор. В тот вечер со мной перезнакомился весь Лондон, а назавтра фотографию мою напечатали все лондонские газеты»,
— не без удовольствия констатирует Феликс в своих мемуарах. Стоило это удовольствие огромных денег, но такие мелочи Феликса никогда не останавливали.
Даже в эпоху Первой мировой войны снобизм Феликса не знал границ. Вернувшись в Петербург, он отсылал стирать свои грязные сорочки… в Лондон.
В то время из-за военных действий с Германией между Петербургом и Лондоном не было прямого сообщения. Приходилось отправлять сорочки в Финляндию и Норвегию, затем морским путем в Шотландию и уж только потом — в Лондон.
Это стоило Юсупову баснословных денег, но он искренне верил, что в Петербурге ему не могут так хорошо постирать и накрахмалить одежду, как в столице Англии.