Мария Блюменталь-Тамарина: ее знали и любили, а потом забыли

Давайте, уважаемые читатели, вспомним одну из самых первых советских киноактрис – Марию Блюметаль-Тамарину, которую хорошо знал и любил зритель, а сейчас ее имя, к сожалению, почти забыто.

Мария Михайловна – одна из лучших актрис русского драматического театра, выступала на сценах театров в разных городах страны, представляя образы русских женщин в спектаклях по пьесам Островского и Гоголя, вызывая живой положительный отклик у зрителя.

В 1936 году Правительство СССР установило для выдающихся деятелей культуры и искусства почетное звание Народный артист. Среди первых Народных артистов оказалась и Мария Блюменталь-Тамарина.

Данных о работе этой замечательной актрисе почти не сохранилось. Почти половина фильмов с ее участием не сохранились.

В юные годы Мария Михайловна и не думала связывать свою судьбу с театром. Она была дочерью только что освободившегося из крепостного права крестьянина, готовилась стать домашней учительницей.

В Мариинской гимназии, где девушка получала образование, обратили внимание на ее необычный талант к подражательству. Она точно подмечала особенности в речи подруг и точно их копировала.

Она часто выступала на студенческих вечерах в 70-е годы 19 столетия, там Мария Климова (ее девичья фамилия) читала отрывки из классики, часть из которой была для нее современной прозой и поэзией. Читала так, что собиралась вся гимназия.

Ее жизнь изменила встреча с актером императорского Александринского театра Александром Эдуардовичем Блюменталь-Тамариным. В 1880 году он стал ее супругом.

Мария Михайловна увлеклась театром, через несколько лет она стала играть в любительских постановках одного известного столичного литературно-художественного кружка, где в те годы выступал сам Константин Сергеевич Станиславский.

С 1900 года Мария Блюменталь-Тамарина играла в Театре Корша, а после его закрытия в 1933 году перешла в Академический Малый театр.

На протяжении полувека актриса играла в одной манере, создавая реалистичные классические образы. Но со стороны Марии Михайловны это не было постоянным самоповтором. Для зрителя же это была встреча с талантливой актрисой, которой всегда было о чем рассказать.

В дореволюционном российском кинематографе Мария Блюменталь-Тамарина сыграла несколько ролей, а в советском – 19 ролей, большая часть из которых пришлась на 20-е годы – период становления отечественного кино.

Ее снимали в двух-трех фильмах каждый год. Это редкость. В каждом конкретном случае для этого была своя причина. Чаще всего дело было в таланте актрисы и в зрительской симпатии к ней.

К тому же Мария Михайловна часто играла простых женщин из народа, а это приближало фильм к простому зрителю. Ведь Блюменталь-Тамарина нигде не училась своему актерскому мастерству, она все брала из жизни, поэтому люди верили ей, и шли на ее спектакли и фильмы.

Актриса на сцене и в кадре всегда была сдержанна, суета и показуха – это не про нее. Это отчасти можно объяснить темпераментом Марии Михайловны, отчасти тем, что по большей части снималась она в зрелом возрасте.

Возраст актрисы, во многом, определил ее амплуа – бабушка, она почти не пользовалась гримом, чтобы выглядеть естественной. В фильме «Встречный» жену Семена Ивановича Бабченко в ее исполнении так и называют Бабчиха. В фильме «Подруги» ее персонажа называют просто «бабка».

— Над ролью в кино я работаю совершенно так же, как и в театре: читаю сценарий, продумываю роль на протяжении нескольких дней. Ощущение образа приходит неожиданно. Я могу обсуждать детали, но вся роль живет во мне беспрерывно. Когда образ найден, я им «заболеваю». Я одеваюсь по роли, чтобы проверить ее внешнюю правильность, — рассказывала Мария Блюменталь-Тамарина.

Она постоянно присматривалась к людям и явлениям жизни, используя такие наблюдения в работе. Для понимания истории становления реализма в работе актера в кино, образы, созданные этой актрисой, помогут найти ответы на многие вопросы. Великая актриса, роли которой – настоящее искусство.

Оцените статью
Мария Блюменталь-Тамарина: ее знали и любили, а потом забыли
Единственный вариант для Ларисы Морозовой, до которого она по глупости не додумалась