«Осенний марафон» — чего хочет Бузыкин?

Грустный, грустнейший фильм «Осенний марафон» (1979) – о том, как человек не может бросить то, что надоело нести. Повседневность Бузыкина – это сплошные чемоданы без ручки. Нести – сложно, да и надоело, а выкинуть почему-то нельзя. Самый красноречивый эпизод – в финале, когда, оставшись один, этот немолодой и потёртый мужик включает музыку и начинает плясать.

Не динамично, а этак слегка пританцовывая, будто стыдясь или боясь кого-то. Здесь – момент освобождения, увы, недолгого. Он напоминает заключённого, которому дали погулять по траве, клеверу и ромашкам.

Но охранник уже гонит назад, в камеру. Потому что звонит назойливая Алла и является хмурая Нина Евлампиевна. Два симпатичных чемодана без ручек.

Его личный идеал бытия – самодостаточное одиночество и работа над переводами. Всё. Я так предполагаю, что он согласился бы на невыгодный размен квартиры с перспективой жизни в коммуналке.

Лишь бы запереться от всех доброхотов и любимых женщин. Бузыкин – типичный интроверт, но судьба его гонит пинками в какие-то сообщества и «связи». Типаж хорошего мальчика.

Ему, видимо, в детстве, сделали внушение: «Бузыкин, будь компанейским!», вот он и тщится – бегает по утрам с Хансеном, тусуется с простовато-бесцеремонным Харитоновым, помогает хамке Варваре, поддерживает вялую любовь с такой же вялой машинисткой Аллой.

Старается. Тянется. Помните сцену, где главгерой выговаривает своей дочери насчёт «ужасных» штор, которые подарила мать?

…Лена отказывается от вещи, купленной Ниной Евлампиевной. Дочка, в отличие от Бузыкина, умеет всех построить, а папа ужасается: «Как это?» А вот так. Наша жизнь = наши вкусы = наши занавески.

Изначально сценарий назывался «Горестная жизнь плута». Мол, погряз в обмане – всем активно врёт. А где тут плутовство? Он же не получает никаких дивидендов от своего обмана.

Мог бы, разумеется. Есть такие бонвиваны, которые всех обманывают и всем приятны. И да – они экстраверты, душечки, бонвиваны. А тут – что? Выпотрошенный мужчина, полагающий, что всем непременно должен.

Это сюжет о неумении говорить «нет». Психологи пишут, что это весьма трудное задание – отучить клиента соглашаться.

Родом из дошкольных лет, когда мальчику или девочке втолковали, что надо быть послушными. Андрей Бузыкин исключительно шёлковый. Осенний марафон – это, конечно, не про осень и выматывающий бег с Хансеном.

Это — об унылой житухе с неясной целью и сомнительными перспективами. Но весь ужас в том, что он своей беготнёй уродует судьбы нескольких людей.

Что-то обещает Аллочке, застывшей в ожидании милого Андрюши и не видящей других кавалеров. Далее, он мучает Нину Евлампиевну – красивую и пышную даму, которая могла бы и сама закрутить роман, пережить вторую молодость, да и вообще – отдохнуть.

Он потакает лени и распущенности Варвары, тогда как честный отказ мог бы сподвигнуть «подругу юности» что-то делать самой или же – сменить профессию.

По сути, он тормозит развитие – не только своё, но и окружающих. Он сам — болото. И питерская осень тут неслучайна. Так чего Бузыкин жаждет? Послать всех в далёкие дали. Совершит ли он этот шаг? Разумеется, нет.

Так и будет бегать, пока не получит инфаркт, чтобы Алла, Нина, Варвара, Хансен и Харитонов пришли к нему в больничку с кулём апельсинов.

Оцените статью
«Осенний марафон» — чего хочет Бузыкин?
Почему фильм «Калина красная» вызвал возмущение воров в законе