Весь сюжет мы, конечно же, не будем пересказывать, а поговорим об актрисе, которая запомнилась всем, кто видел историю «Непутевого Ваньки».
Речь пойдёт об актрисе, исполнившей роль доктора Ирины в посёлке на целине.
В нее часто влюблялись, но свою любовь она встретила поздно, к сожалению, счастье было коротким, как и ее жизнь, с трагическим концом…
Премьера комедии «Иван Бровкин на Целине» (1958) прошла так же успешно, как и все предыдущие фильмы режиссера Ивана Лукинского.
Публике понравилось воплощение образов любимых артистов Харитонова, Пельтцер, Пуговкина, но здесь среди знакомых лиц были и незнакомые.
Красавица-врач Ирина Николаевна сразу обратила на себя внимание, ведь эксцентричный Мухтар Абаев ухаживал за ней на протяжении всего фильма.
Незнакомку звали Софья Зайкова.
Жизнь этой красивой и талантливой актрисы закончилась страшно и трагично. К сожалению, Софья Зайкова не успела узнать ни о своих актерских успехах, ни о радости долгожданного материнства.
Первая часть. Родители Сони. Александр и Юлия Заикавы.
Александр Зайков родился 21 июня 1900 года в Самаре в сельской семье.
После прохождения военной службы отец Александра, Иван Романович из Самарской области переехал из родного села Екатериновки в город Самара, где работал штатным пожарным и охранял городской банк.
Во время русско-японской войны вновь был мобилизован и, вернувшись с фронта, заболел и через несколько месяцев скончался.
Произошло это в 1906 г. Мать Саши, Феоктиста Ивановна, устроилась нянечкой, чтобы кормить сына, в городскую больницу Самары, работала подолгу, даже ночью, и все это в итоге сказалось на ее здоровье.
Она умерла в 1909 г. Маленький Саша остался сиротой.
К счастью, у отца было несколько братьев, один из них, крестьянин Николай Зайков, усыновил племянника.
Саша окончил церковно-приходскую школу в селе Екатериновка и в 12 лет был отдан в люди.
Так Саша пошел работать, служил посыльным в магазине в Самаре и в 1914 году перешел на Самарский завод, где стал учеником слесаря и помощником мастера механического цеха.
Переехав в 1916 году в Ташкент, Саша работал слесарем в частных мастерских и на электростанции, а в начале 1917 года того же года перешел масленщиком-слесарем в Узбекский театр «Хива».
Зайков поступил на эту же должность в ташкентский театр «Колизей». Тогда же зародилось у юноши увлечение театром, он стал пробовать свои силы в кружках художественной самодеятельности.
Неизгладимый след оставила работа слесаря в узбекском театре, однажды по неосторожности Александр получил травму на работе, сломал левую руку и отрезал большой палец.
Этот случай изменил его дальнейшую судьбу и профессию. Тяжело слесарю без пальца…
В 1920 году Зайков начал свою профессиональную театральную деятельность в театре «Узбек-Колизей» в качестве ассистента режиссера и актера по выходным, через два года Александр вернулся в Самару и работал в Театре миниатюр, затем уехал работать в Уфу и в 1923 году впервые приехал в Москву и поступил в ГИТИС, проучился год, перевелся в Объединенную художественную школу при ГИТИСе, которую успешно окончил в 1928 году.
Также он окончил отделение драматического актера.
Талант молодого артиста заметил Всеволод Мейерхольд, пригласивший Зайкова на свои экспериментальные курсы.
Александр Иванович не ошибся и снова взялся за работу, так как имя Мейерхольда было известно далеко за пределами СССР, а уже через год на сцене появился артист Зайков.
Одновременно с работой Александр Иванович стал вести художественную самодеятельность и часто выступал в спектаклях.
В Самару он вернулся в 1930 году выдающимся артистом и режиссером.
Зайков два года работал режиссером и преподавателем в Самарском областном театральном училище, а в 1932 году был назначен директором и художественным руководителем вновь созданного Театра Красного Флота в Кронштадте, где познакомился со своей будущей женой, актрисой Юлией Дунаевой.
30 мая 1933 года в семье Зайковый родилась дочь Софья. Через год после рождения дочери семья переехала в Москву.
Зайков вновь влился в трупу и через год обучения вновь отправился в село Земетчина в качестве генерального директора филиала Малого государственного академического театра.
Поиски способов заработка вынудили Александра Ивановича снова бросить работу и уехать в Саранск, где он в течение года руководил Мордовским государственным театром.
Вернувшись в 1937 году в Москву, Зайков перешел в Римский государственный цыганский театр в качестве режиссера и проработал там до 1940 года.
Сменив несколько мест работы, он решил посвятить свои усилия сцене с 1940 года до конца века.
В 50-е работал исключительно в сфере гастролей и концертов, ездил по стране с этюдами и фельетонами, давал небольшие концерты, только в 1944-45 годах Зайков оставил профессию и записался добровольно в Красную Армию.
За хорошую службу Александр Иванович был награжден медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
В 1951 году Зайкова перевели в Главное управление Госцирка исполнителем речевого жанра, по сути той же сцены, только на другой шефской должности.
В начале 1950-х тяжело заболела его жена Юлия. В результате она оставила актерскую профессию и нуждалась в постоянном уходе. В январе 1953 года Зайков призвал руководство уволить его из-за разногласий.
Летом 1953 года Юлии стало немного легче. А ее дочь Соня, которая годом раньше поступила в Школу-студию МХА, учится хорошо и получает стипендию.
Зайков решил снова вернуться к гастролям, в августе 1953 года он поступил в Подвижную группу аттракционов № 1 Московского циркового объединения и в течение двух лет постоянно уезжал из Москвы на периферию.
Такая беспокойная работа подорвала самочувствие артиста. Во время гастролей по Северному краю (июль-август 1955 г.) Зайков заболел воспалением легких.
Вернувшись в Москву, он попал в больницу, где врачи диагностировали у него туберкулез легких, а ближе к зиме болезнь стала прогрессировать и Зайков уже не мог с ней справляться.
31 декабря 1955 года по его просьбе уволен из Управления государственных цирков.
В результате семья осталась без средств к существованию, но Александр Иванович преодолел болезнь, весной 1956 года переехал в Брянск, и даже устроился на работу в местном экскурсионном бюро.
Почему Брянск? Сейчас сложно сказать. Может быть, там был подходящий климат для него. Но в том же году семью Зайковых постигло горе, и Юлия Александровна в октябре умерла.
Потеряв жену, Зайков вернулся в Москву и работал на сцене до конца 1950-х годов.
О его дальнейшей судьбе и обстоятельствах смерти ничего не известно, а погиб он в начале 1960-х годов (по воспоминаниям Владимира Михайлова во время рыбалки во Владимирской области).
За свою творческую жизнь Александр Иванович Зайков сыграл сотни больших и малых ролей, поставил большое количество спектаклей, миниатюр и эстрадных номеров.
В жизни он был непростым человеком со сложным характером, но учитывая его тяжелое детство, помня заботу о близких и преодоление болезней, на первый план выходят его настоящие мужские качества: надежность, ответственность, воля, чувство долга.
О судьбе Юлии Александровны Зайковой (Дунаевой) известно немного. Она родилась в городе Вятка в 1900 году в семье губернского пчеловода Александра Константиновича Дунаева, известного ученого, заведовавшего государственной пасекой.
В семье Дунаевых было четыре сестры – Валентина, Ольга, Юлия и София.
После окончания Вятской женской гимназии Юлия уехала в Москву учиться актерскому мастерству.
Когда младшая сестра Софья тяжело заболела туберкулезом, Юлия Александровна взяла на себя все заботы по ее лечению, перевезла ее из Вятки в Москву, ходила по врачам, пыталась ей помочь, но безуспешно, Софья умерла в 1931 году.
Не раздумывая, Юлия позже назовет свою дочь в честь погибшей сестры.
После рождения Сони Юля все меньше играла на сцене, полностью посвятив себя воспитанию дочери.
В 1940-е годы Юлия Зайкова вернулась в актерскую профессию и работала с мужем на сцене.
В начале 1950-х годов у Юлии Александровны начались проблемы со здоровьем, которые мешали ей выступать на сцене и гастролировать по стране.
В последние месяцы жизни Юлия Зайкова умерала прямо на глазах, а ее муж Александр Иванович, несмотря на болезнь, старался работать, чтобы прокормить семью и поддержать жену лекарствами.
Юлия Александровна успела порадоваться за дочь Соню, которая стала артисткой Московского театра имени Маяковского, но не смогла увидеть ее на сцене, в начале октября 1956 года она умерла от рака крови.
Глава вторая. Актриса Софья Зайкова.
София родилась 30 мая 1933 года в Кронштадте в актерской семье.
О таких, как она, говорят «она выросла за кулисами». Во многом профессия родителей определила судьбу девочки, которая с ранних лет занималась в драмкружках, а будни актерской профессии каждый день были перед ее глазами.
В 1934 году Зайковы переехали в Москву, где и прожили до начала Великой Отечественной войны. В июле 1941 года восьмилетнюю Соню с матерью эвакуировали из Москвы в Сарапул к родственникам, где она пошла в первый класс средней школы.
Менее чем через год, в мае 1942 года, Соня вернулась в Москву к отцу, артисту Всесоюзного гастрольно-концертного объединения, и поступила во второй класс Московской средней школы № 125 Советского района.
В учебе София не преуспела, можно сказать, училась посредственно, может быть, потому, что твердо решила стать артисткой.
Зачем артисткам арифметика и физика? 26 июня 1952 года Соня получила аттестат об окончании средней школы и сразу же подала документы в Школу-студию МХАТ, после конкурсных экзаменов была зачислена ученицей на курс Павла Владимировича Массальского.
Какой это был курс! Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Татьяна Доронина, Олег Басилашвили и Софья Зайкова, очень талантливые, яркие, с большими перспективами.
После окончания с отличием Школы-студии Софья была направлена в Московский театр имени Владимира Маяковского, один из самых важных и популярных театров Москвы, к самому Охлопкову.
1 июля 1956 года Софья Зайкова была зачислена в труппу театра.
Николай Охлопков сразу начал знакомить молодую актрису со спектаклями и строить планы на ее дальнейшую работу, ее дебют состоялся осенью, в спектакле «Жук», а в декабре Софья Зайкова сыграла Офелию в спектакле «Гамлет», ее партнерами были Евгений Самойлов и Лев Свердлин.
Публика аплодировала дебютантке. Пресса писала о Зайковой впервые.
Затем были новые роли в спектаклях «Долгая дорога», «Маленький студент», «День не остановить», а в 1958 году режиссер Иван Лукинский пригласил Софью на небольшую, но запоминающуюся роль юной доктора Ирины в продолжении суперпопулярного фильма о незадачливом солдате Иване Бровкине.
На этот раз Бровкин едет покорять Целину, и там встречает новых друзей, в том числе и молодого врача Ирину, в которую влюбляется с первого взгляда казах Мухтар Абаев, с которым Бровкин служил в армии.
Далее по ходу фильма зрители неоднократно видели доктора Ирину в достаточно забавных и нелепых ситуациях, ведь мать Бровкина (актриса Татьяна Пельтцер) практически приняла ее в качестве невесты своего сына.
Первая роль в фильме принесла успех и признание не только зрителями, но и властями. Осенью 1959 года за медалью «За освоение целины» последовала заслуженная правительственная награда.
Соня все больше погружается в искусство, много играет в театре, в известном спектакле «Иркутская история» играет роль Ларисы, участвует в создании нескольких радиопередач, продолжает сниматься в кино.
Но если роль революционерки Вари в фильме Михаила Швейцера «Мичман Панин» (1960) — двухминутный эпизод, то Елизавета Новохижина из «Сердце не прощает» (1961) — настоящая удача.
Сильная, волевая, русская женщина, в ней нет и следа от юного доктора Ирины, или от юной Офелии. Иногда в ней даже не узнаешь Зайкову.
Главная героиня Софья Павлова выглядит намного слабее и бледнее Софьи Зайковой.
Жаль, что этот социальный фильм не стал популярным, но он собрал замечательный актерский ансамбль: Михаила Пуговкина, Аркадия Толбузина, Николая Крючкова, Бориса Ситко.
Успех в искусстве был омрачен отсутствием личной жизни и одиночеством. В октябре 1956 года Соня потеряла мать, а отец умер в начале 1960-х годов. Родственников в Москве у Сони больше не было…
Влюблялась часто, еще со школы, когда училась в Школе-студии у нее был роман (а может и кратковременный брак) с одним учеником (имя его никто не помнил), но эти отношения быстро закончились, потом был еще более короткий роман с артистом из Театра иени Горького, но на этом все.
Шли годы, Софья была одна, и все в театре недоумевали, почему? Такая эффектная, красивая женщина… и одна.
Сейчас невозможно ответить на этот вопрос. Можно только делать предположения.
В 1961 году Охлопков поставил свой уникальный спектакль «Медея» с Евгенией Козыревой в главной роли.
Зайкова сопровождает героиню во многих сценах, кажется, что ее красота в этой роли еще сильнее, а древнегреческие костюмы делают весь ее облик похожим на Афродиту — богиню красоты.
Именно на этом спектакле молодой инженер Владимир Михайлов влюбился в Соню… Он влюбился страстно, безумно, но думал, что эта его любовь останется тайной между робким поклонником и известной актрисой.
В 1966 году, уже тяжело больной, Охлопков доверил Зайковой роль Медеи, переживая, как ее примут зрители после Козыревой. Приняли хорошо, где-то Зайкова сыграла еще лучше.
Она доказала себе, что способна играть большие, сложные роли, играть с блеском, изящно… Но были и жизненные неудачи. У артистов принято снимать стресс рюмкой: разой, другой, а может быть и третий.
Зайкова не стала исключением. Душа компании, веселая, энергичная. Прро неё грворили: «Если Зайкова за столом, скучать не придётся».
А однажды на гастролях в Саратове случился перебор, Соня (по неизвестной причине) ночью в пьяном виде устроила скандал в гостинице, грубо ругаясь, как написано в протоколе «нецензурными» словами…
Разумеется, такое поведение столичной артистки вызвало возмущение администрации отеля, которая не оставила этот вопрос в покое, а попросила театр разобраться с ситуацией.
А в театре разобрались… Председатель месткома народная артистка Вера Орлова выступила на митинге с обличительной речью, после всей тирады участники митинга почти единогласно проголосовали за освобождение Зайковой от работы в театре.
И ее уволили. Это был июль 1967 года. Но вскоре артисты театра, коллеги Сони, в том числе Левинсон, Овчинников, Лазарев уговорили нового главного режиссера Андрея Гончарова вернуть актрису в театр.
И Гончаров вернул ее, доверил ей роли в своих новых постановках, пусть и небольшие, но эффектные.
А как же Михайлов? В том же 1967 году, после цветов и подарков «от поклонника», он решил лично познакомиться с Соней. И как в сказке: между ними пробежала искра и вспыхнуло пламя любви.
Любовь, как казалось, вечная… Коллеги, увидели светящуюся от счастья Зайкову. Когда прошел год, и так продолжалось, все вздохнули с облегчением. Наконец-то Соня нашла свое счастье.
Счастьем для них было все время, проведенное вместе, им не нужна была официальная регистрация брака, чтобы понять, как сильно они любят друг друга.
В начале 1970-х Михайлов получил небольшую квартиру в Тушино, а дом, где жила Соня на улице Щусева, отселили, потому что Соня все время была с родителями, а потом жила одна в коммуналке.
Новый 1973 год Владимир и Соня встретили в «своей общей отдельной» квартире. И этот год станет переломным, трагическим, завершающим в жизни обоих. В октябре их счастливой жизни наступит конец.
А как же театр? Соня играла в театре до конца сезона, уже будучи беременной. Да, у нее было долгожданное счастье материнства, и казалось, что все пролитые ею слезы превратятся в реку счастья.
И все в театре порадовались за Соню, которой 40 лет. «Ты вернёшься Заслуженной артисткой», — сказал ей Гончаров, провожая ее в декретный отпуск. Театр уже хлопотал за предоставление звания Заслуженной артистки РСФСР для Софьи Зайковой.
Но этому не суждено было сбыться.
Друзья поместили Соню в один из лучших родильных домов при Первом медицинском институте им. Сеченова, ободряя ее: «Там рожали маршальские дочки!».
12 октября 1973 года случилось страшное. Вы никогда не узнаете, как прошли роды, и что было на самом деле, и кто виноват в этой ситуации.
Михайлова тоже не было рядом. Были только врачи, Соня и ее новорожденная дочь.
Наверное, нет более страшного события в жизни человека, когда смерть настигает самого близкого, самого любимого, самого дорогого человека, с которым ты собираешься прожить всю свою жизнь, и без которого все вокруг тебя теряет смысл.
Эту весть Владимир Александрович Михайлов услышал от доктора, когда радостный утром пришел навестить любимую женщину, родившую ребенка.
Невозможно описать словами состояние этого человека. И нет необходимости.
«Эмболия. Мы ничего не могли сделать», — заявили врачи.
Один с младенцем на руках, и рядом нет Сони, которая бы кормила и воспитывала девочку. Коллектив театра и театральное сообщество были потрясены этим событием. Жители соседних с театром домов шептались: «Вы слышали, что актриса умерла в театре во время родов».
Мы простились с Соней в театре 15 октября. Михайлов был единственным близким ей человеком в тот день, родственников больше не было, только коллеги по театру.
Софья Заикова похоронена на Химкинском кладбище.
Вот такая трагичная судьба постигла красивую, яркую и очень талантливую артистку театра и кино.