Конечно, большая часть фактов из фильма – выдумка сценаристов, однако основная линия – реальная, хотя Таривердиев, получив два года колонии, попал под амнистию и в места лишения свободы не попал.
Есть в фильме еще одна история, имевшая реальную подоплеку.
Во второй половине 1950-х годов уже после смерти Иосифа Сталина автор стихотворения «Хорошая девочка Лида» Ярослав Смеляков по «политической» статье, отпросился из колонии в гости к своим друзьям – сценаристам Валерию Фриду и Юлию Дунскому, которые отбывали срок в соседней колонии-поселении.
Друзья хорошо посидели, и к утренней перекличке он вернуться не успел. Фрид и Лунский дотащили до соседней колонии его на себе. Наказывать поэта не стали.
Главные роли в фильме «Вокзал для двоих» писались специально под Олега Басилашвили и Людмилу Гурченко. С каждым из них в отдельности Рязанов уже работал, но друг с другом актер и актриса знакомы не были.
И вот знакомство и на репетиции первой сцены (снимали не в хронологическом порядке) актер и актриса должны были поцеловаться.
И тут оказалось, что Олег Валерианович – человек довольно стеснительный и поцелуй с в общем-то чужой женщиной для него был немыслим.
Басилашвили честно об этом сказал Рязанову, мол, как я могу поцеловать женщину, когда только познакомился с ней.
В итоге Гурченко попросила режиссера поправить сценарий и убрать сцену поцелуя. Интересно, что на съемках Людмила Марковна и Олег Валерианович подружились и тепло общались всю жизнь.
Самой сложной оказалась финальная сцена, где главные герои ползут в колонию. Снимали на морозе, каждая сцена в несколько дублей.
Долго бежали, падали, вставали, и снова бежали. Тяжелее всего пришлось Гурченко, которая сильно разбила колени, но она и не думала жаловаться до окончания съемок. Только потом взяли пару дней для лечения и отдыха.
Олегу Басилашвили перед съемками полтора месяца прожил в настоящей колонии вместе с реальными заключенными. Естественно актера охраняли, и было от чего, на самом деле, от кого.
Зеки невзлюбили актера – это сытый и свободный человек был совсем из другого круга общения.
Олег Валерианович делился с заключенными продуктами, отдал им часть своих вещей, и один зэк объяснил ему воровской уклад жизни и правила поведения в колонии. Фамилия этого заключенного была – Онофренков.
Ее в благодарность к этому человеку произнес в фильме актер.
Фильм отправили для представления на основном конкурсе на кинофестивале в Каннах. Однако из-за шпионского скандала, разразившегося в те дни между СССР и Францией, западная публика не хотела общаться с советскими коллегами.
В зале они сидели почти в одиночестве, на пресс-конференции их не приглашали.
Но в СССР «Вокзал для двоих» стал по версии журнала «Советский экран» лучшим фильмом 1982 года, а Людмила Гурченко после его выхода на экраны получила звание Народной артистки СССР.