Одна из самых печальных комедий Георгия Данелия «Паспорт» снималась в последние годы существования СССР, в то время даже таким режиссёрам как Данелия выдавали мизерные бюджеты.
Поэтому классику советского кино пришлось искать заграницей частных инвестиций.
Для поиска партнёров Данелия отправился на Каннский фестиваль. Многие именитые продюсеры выразили готовность, вложиться фильм, и не удивительно, не каждый день предоставляется возможность поработать с мастером уровня Данелия.
Но заграничные продюсеры выдвигали два требования:
1 – фильм должен быть англоязычным.
2 – в главной роли должен сниматься голливудский актер выбранный продюсером.
Оба этих условия были для Данелия неприемлемыми. По меркам коммерческого кино эти требования вполне мягкие, но такое грубое вмешательство в творческий замысел было совершенно немыслимым для советского режиссёра.
Данелия задумал фильм как многоязычный, в нем говорят на русском, грузинском и иврите. А на главную роль уже был выбран Вахтанг Кикабидзе. Режиссёр уже успешно работал с Кикабидзе в комедии «Мимино», и подходил на роль по фактуре.
Партнёра Данелия всё-таки нашел, им оказался европейский продюсер выходец из советского Таджикистана по имени Константин Александров.
Но на уступки все же пойти пришлось, режиссёр был вынужден отказаться от Кикабидзе и выбрать на главную роль актера известного за пределами СССР.
Таким образом, Георгий Данелия оказался одним из первых советских режиссёров ощутивших на себе что диктат денег хуже советской цензуры.
Между компанией Александрова и «Совинфильмом» (компания, созданная в союзе для сотрудничества с иностранными киноделами) был подписан договор.
Согласно договору съемки в СССР проводились за счет советской стороны, в Австрии и Израиле компании Александрова.
Александров представил список известных актеров, которых у него была возможность подписать на роль.
Данелия выбрал для рассмотрения троих: Гриффин Данн (Закон Лос-Анджелеса, Голубая бездна, Найти и ликвидировать), Питер Ригерт (Перекрёсток Делэнси, Маска, Траффик), Николас Кейдж (Коттон-клуб, Поцелуй вампира, Оружейный барон, Плетёный человек).
Для переговоров с актерами Данелия выехал в США. Гриффин Данн не подошёл на роль по типажу, а Питер Ригерт по возрасту.
Встреча с Кейджем сорвалась из-за агента актера. Агент имел весьма отдалённое представление о киноискусстве и решил, что раз в портфолио у Данелия нет известных ему работ, значит он не подходящий режиссёр для восходящей голливудской звезды.
Однако когда через знакомых сам Кейдж узнал, что творчеством советского мастера восхищается сам культовый американский режиссёр Фрэнсис Форд Коппола (Крестный отец, Апокалипсис сегодня, Дракула), актер в тот же день прочитал сценарий и заявил о своем желании сниматься в фильме «Паспорт».
После начала съемок в Израиле между Александровым и Данелия произошёл конфликт. Причина была в попытках продюсера вмешиваться в творческий процесс.
Данелия оставил проект, и уже было приступил к созданию нового фильма, но Александров убедил режиссёра вернуться, но уже на условиях полного невмешательства в съемки.
Так же Александров сообщил, что Николас Кейдж отказался сниматься в проекте. Это была неправда, на самом деле Александров и Кейдж не сошлись по сумме гонорара. Пришлось в срочном порядке искать нового исполнителя на главную роль.
Данелия отсмотрел ряд присланных продюсером кассет с французскими актерами, но единственный артист, устроивший режиссёра, попал в автокатастрофу.
Проект вновь оказался под угрозой срыва. Тогда Александров прислал на самолёте из Парижа в Москву актера Жерара Дармона.
Происходящий из алжирских евреев Дармон оказался хоризматичным человеком с яркой внешностью. Но ему на тот момент было уже 40 лет, а ему предстояло сыграть молодого и экспрессивного человека.
Однако это оказалось даже на пользу, так как Дармон смог сыграть не только молодого Мераба и его старшего брата Якова. А еще и убедительно показать в конце, сильно постаревшего и много пережитого Мераба.
Франкоговорящий актер сумел глубоко проникнуться грузинским темпераментом и сущностью советского человека.
В пророческом фильме о приключениях, злоключениях и трагедии человека потерявшего свою советскую родину Дармон смотрелся как будто на своем месте.