«Это сплошные американизмы!». Как советские чиновники едва не запретили фильмы про Петрова и Васечкина

Вася Петров, Петя Васечкин и Маша Старцева. Самые узнаваемые пионеры Советского Союза 80-х. Любимые герои нескольких поколений.

Сейчас уже трудно представить, но мы, зрители, вполне могли бы остаться без веселой троицы. Мало кто знает, что создателя Петрова и Васечкина обвинили в преклонении перед загнивающим Западом, а фильмы отправили на полку.

И только благодаря самоотверженности режиссера и семье генсека Ю. В. Андропова мы можем наслаждаться этими шедеврами советского детского кинематографа.

В первый день летних каникул, 1 июня 1984 года в 16:30 по первой программе Центрального телевидения показали сразу две серии телевизионного художественного фильма для детей «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные».

А 28 и 29 июля того же года состоялась премьера двухсерийного продолжения – «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные».

Грандиозные успех у юных зрителей, восторженные статьи в детской прессе, хвалебные рецензии от кинокритиков и педагогов.

И победа над лицемерной и трусливой советской бюрократией, которой добился создатель Петрова и Васечкина – писатель и режиссер Владимир Алеников. Обо всех перипетиях той истории он рассказал в книге «Свой почерк в режиссуре».

Владимир Михайлович родился в 1948 году в Ленинграде. В 70-е начал работать в киножурнале «Ералаш», сначала в качестве драматурга, потом режиссером.

Тогда же он и придумал парочку веселых школьных друзей – упитанного флегматика Васю Петрова и худющего проныру Петю Васечкина.

В 1983 году Алеников получил возможность перенести свои истории на экран. Однако снятые по заказу Гостелерадио одна за другой «Приключения…» и «Каникулы…» никак не могли дойти до телеэкрана.

Притом, что первая часть даже завоевала несколько наград на зарубежных фестивалях детского кино.

Все началось во время итогового просмотра начальством уже готовых картин.

Руководитель творческого объединения «Экран» Борис Михайлович Хессин (1920-2001), от решения которого зависел показ художественных фильмов на Центральном телевидении, по окончания сеанса в просмотровом зале, стучал по столу кулаками и орал:

— Эти фильмы в эфир не выйдут никогда! Эти дети разговаривают и держатся не как наши дети! И вообще… Что за тексты они поют? Кто эти стихи написал?

— Я,- робко ответил Алеников.

— Ах, вот оно что, — еще больше рассвирепел Хессин. – Теперь понятно! Ладно, эти стихи и диалоги, но ведь и музыка не пионерская. И даже пластика не пионерская! Этого мы на экранах никогда, вы слышите, товарищ Алеников, ни-ког-да пропагандировать не будем! Это не советские фильмы! Это какие-то сплошные американизмы!

Цитата по: Алеников В. Свой почерк в режиссуре. Москва 2011

Как пишет режиссер, ему пришлось начать борьбу за свои фильмы. И не только потому, что как и любой творческий человек, он хотел донести свои произведения до зрителя.

Если картины окажутся на полке, на его профессиональной карьере можно ставить крест. Ни одна студия больше не пригласит опасного режиссера Аленикова.

На закрытых просмотрах Петрова и Васечкина посмотрели многие деятели советской культуры.

В адрес ТО «Экран» и Гостелерадио СССР пошли письма просьбами допустить картину до эфира от людей, которых невозможно было игнорировать: писатели Сергей Михалков и Анатолий Алексин, композитор Дмитрий Кабалевский, худрук первого в мире Детского музыкального театра Наталия Сац и др.

Из-за многочисленных обращений, Аленикова вызвал первый заместитель председателя Гостелерадио СССР Энвер Назимович Мамедов (1923 г.р.). Вот как режиссер описывает чиновника в своих мемуарах:

«По «Экрану» ходили слухи, что всесильный зам употребляет наркотики и вообще не чужд никаким иным земным радостям… Периодически на киностудиях страны … внезапно на главную роль без всяких там художественных советов специальным приказом назначалась та или иная актриса. И все эти разнородные события имели под собой только одно объяснение – личные взаимоотношения первого замминистра с прекрасными представительницами киноискусства».

Цитата по: Алеников В. Свой почерк в режиссуре. Москва 2011

Мамедов в хамской манере потребовал от Аленикова прекратить поток писем от известных личностей:

— Ты бы, вместо того чтобы этим г… ном заниматься, лучше думал чего снимаешь! Кончай эту вонь по-хорошему, а то…

Алеников пошел дальше по инстанциям. Обратился к всесильному Сергею Георгиевичу Лапину (1912-1990) – председателю Гостелерадио (1970-1985), который вошел в историю как страшный самодур и антисемит.

В телефонном разговоре режиссер сослался на то, что первый фильм про Петрова и Васечкина получил награды на западных кинофестивалях. Но что услышал ответ:

— Нам, дорогой мой, Запад не указ! Они специально дают свои хорошие призы нашим плохим картинах, чтобы выставить нас на посмешище! Мы еще разберемся, что это за умник ухитрился отправить ваш фильм на этот кинофестиваль!

После чего Лапин уточнил у Аленикова сколько тому лет. Узнав, что всего 35, «обрадовал» режиссера тем, что у него еще достаточно времени, чтобы освоить другую профессию…:

— … и не связывайте свои творческие планы с Гостелерадио!

У любого советского человека после таких слов опустились руки. Но Владимир Алеников решился на отчаянный шаг.

Он пригласил посмотреть фильмы о Петрове и Васечкине главного редактора журнала «Музыкальная жизнь» Ирину Юрьевну Андропову (1947 г.р.), дочь Генерального секретаря ЦК КПСС, скончавшегося в феврале 1984 года.

Для этих целей Алеников зарезервировал в Гостелерадио просмотровый зал для «семьи Ю. В. Андропова». О посещении высоких гостей сразу узнал Лапин и уже через неделю «Приключения Петрова и Васечкина…» поставили в эфир.

А Ирина Андропова на показ так и не приехала…

Оцените статью
«Это сплошные американизмы!». Как советские чиновники едва не запретили фильмы про Петрова и Васечкина
Почему зрители требовали закрытия фильма «Любовь земная» и другие факты о фильме