Эльдар Александрович Рязанов — признанный мастер советской комедии. Его фильмы сочетают смешные и серьезные моменты, веселые и грустные эпизоды, серьезные раздумья и почти юношеское озорство.
В детстве будущий режиссер мечтал стать писателем, его идеалами в школьные годы были Джек Лондон и Мартин Иден.
Рязанов мечтал накопить достаточно жизненного опыта, чтобы излагать его в книгах, используя на страницах самые разные житейские ситуации.
Юный Эльдар мечтал поступить в Одесское мореходное училище, однако судьба распорядилась совсем иначе — он оказался на режиссерском факультете ВГИКа, куда поступил в 1944 году.
Композицию на курсе Эльдара Рязанова преподавал один из содателей отечественного кинематографа Сергей Михайлович Эйзенштейн.
Он обратил внимание на талантливого студента, периодически давал ему для чтения книги из своей коллекции, дал совет собирать монографии о художниках.
Несмотря на довольно бедную студенческую жизнь, Рязанов выкраивал деньги на книгу в месяц, и постепенно формировал свою коллекцию.
После окончания вуза юный режиссер ушел в документалистику, объездил несколько отдаленных регионов, включая Дальний Восток, где снимал ленты о трудовых коллективах.
С одной стороны, это стало для Эльдара Александровича своеобразным самоутверждением, с другой — он чуждался такой работы, где действительность приходилось сильно приукрашивать.
Успокаивал себя режиссер только одним — документалистика — это часть общего культурного мифа, за которым следует общество и становится лучше.
Позже этот период Рязанов предпочитал не вспоминать, полагая, что ничего достойного он в те годы не создал.
Когда в 1956 году ему предложили снять художественную комедию, Эльдар Александрович отказался, и потом еще трижды отказывался, пока к нему не пришел директор “Мосфильма”, легендарный режиссер Иван Пырьев.
Он поставил Рязанову ультиматум — либо снимаешь “Карнавальную ночь”, либо не снимаешь в ближайшей перспективе ничего. И только тогда режиссер ответил согласием, однако серьезных надежд на фильм не возлагал.
Опыта художественной съемки у Эльдара Рязанова не было вообще, поэтому многое в создании фильма “Карнавальная ночь” дорабатывалось на ходу, что-то делалось интуитивно.
Сроки соблюсти удавалось не всегда, какие-то творческие решения по фильму приходилось защищать перед худсоветом.
“Ангелом Хранителем” кинокартины стал Иван Пырьев, который не давал Рязанов в обиду и старался, чтобы никто не мешал художнику творить.
Пырьев не ошибся — Рязанов в итоге снял фильм нового поколения — фильм про Новый год, а в нем — почти весенний позитив.
“Карнавальная ночь” стала первым фильмом с ощущением свободы, настоящего праздника.
Одновременно на экраны выходили: “Весна на Заречной улице” Марлена Хуциева, “Сорок первый” Григория Чухрая, “Чужая родня” Михаила Швейцера, “Дом, в котором я живу” Льва Кулиджанова, “Павел Корчагин” Александра Алова и Владимира Наумова.
Эти фильмы молодых режиссеров были куда самостоятельнее в исполнении, творческом отношении, чем ленты предыдущего поколения.
Именно в это время начала формироваться творческая индивидуальность и разнообразие Эльдара Рязанова.
При этом, во-многом Рязанов основывался на традиции. Не зря одну из главных ролей — Огурцова, играет легенда советской комедии Игорь Ильинский. Он прекрасно вписался в концепт фильма и старого-нового в кино.
Интересно, что после выхода фильма “Карнавальная ночь” Эльдар Александрович мечтал отойти от комедии, ему ближе была драма. Но Иван Пырьев не давал сменить жанр, почти физически заставляя младшего коллегу браться именно за комедии.
— У тебя уникальное дарование, комедийное. Нельзя зарывать его в землю, — говорил Пырьев Рязанову.
И молодому режиссеру ничего не оставалось, как продолжить утверждаться в профессии именно за счет комедий. К тому он оказался действительно талантлив в этом плане — “Карнавальная ночь” стала главным событием 1956 года в советском кино.
Так, он ненависти к комедиям и первого успеха Рязанов постепенно дорос до своего второго фильма — “Девушка без адреса”. Он вновь хотел снять Людмилу Гурченко в главной роли, но ему не дали.