Для подавляющего большинства советских людей телевидение являлось единственным окном в мир, но «железный занавес» на нем был едва раздвинут, дозировано пропуская одобренный свыше контент.
Лишь с началом перестройки зрителям стали доступны популярные в кап странах «мыльные оперы».
В США еще в 1930-х годах начали в дневное время транслировались радиоспектакли с продолжением. Аудиторию составляли домохозяйки, поэтому в перерывах рекламировали моющие средства — отсюда и название.
Следя за перипетиями чужой жизни, слушатели воспринимали персонажей как членов семьи.
Эстафету подхватило телевидение, годами держащее зрительское внимание: сериал «Центральная больница» демонстрируется с 1963 года (около 15 тысяч серий). У латиноамериканских формат поскромнее — 100-180 серий.
На основе классики
Роман «Рабыня Изаура», написанный в стиле «слезы сердца», Бернарду Гимараинс опубликовал в 1875 году, за 13 лет до отмены рабства в Бразилии. Век спустя в телекомпании GLOBO решили снять по книге телесериал, и он прогремел на весь мир.
В СССР мыльных опер не снимали, а иностранные не закупали, считая их низким жанром для домохозяек.
«Кому их смотреть? Какие домохозяйки в стране, где женщины трудятся на благо общества?»
«Первая ласточка» прилетела на советские телеэкраны в октябре 1988-го только потому, что имела успех в странах соцлагеря — Венгрии и Польше, да и сюжет, основанный на ужасах рабовладельческого строя, вполне тянула на социальную драму.
Ленту из 15 серий, по часу каждая, показывали в прайм-тайм.
О Латинской Америке в СССР знали мало, только название столиц и то, что на берегах самой длинной в мире реки Амазонки до сих пор проживают первобытные племена (об этом рассказывал Юрий Сенкевич в «Клубе кинопутешественников»).
О существовании в Бразилии рабства почти никто не слышал, что рабство — это про США. Неудивительно, что зрителей взволновала судьба белокожей рабыни-мулатки Изауры.
И когда после пятой серии показ прервали, все переживали об одном: неужели дальше не покажут?
Женщины на работе и бабушки на скамейках активно обсуждали сюжет и главных персонажей. Сходились во мнении: бедная Изаура, выпало же родиться в рабстве!
Донья Эстер вроде добрая, воспитывала Изауру как дочку, обучила языкам и игре на рояле — так почему не освободила?
Муж ее, командор Алмейда — типичный рабовладелец, чего от него ожидать! Но самый главный злодей — их сын Леонсио, самодовольный и жестокий тип, покушающийся не честь бесправной Изауры.
Сможет ли она и дальше противостоять его посягательствам?
В феврале 1989 года показ «Рабыни Изауры» продолжили. Леонсио еще больше терроризировал Изауру, приказал отправить ее работать на плантацию, но отец девушки, португалец Мигель, помог ей бежать.
Не зная, что Изаура рабыня, в нее влюбился молодой юрист Альваро, борец против рабства.
Однако инкогнито Изауры раскрылось, и она вновь оказалась в руках Леонсио. Коварный злодей обещал ей вольную, если она выйдет замуж за уродливого садовника, и та, скрипя сердце согласилась.
Но в день свадьбы неожиданно появился Альваро: оказалось, он скупил огромные долги Леонсио и стал владельцем всего его имущества, включая рабов. Хеппи-энд, как и полагается в мелодраме!
Бразильские актеры
В конце 1980-х наши зрители не подозревали о размахе бразильской телеиндустрии, и конечно, имена актеров были им незнакомы.
Исполнительница главной роли, Луселия Сантуш, родилась в пригороде Сан-Паулу в семье рабочих. Впервые артистичная девушка вышла на сцену в 14-летнем возрасте, затем училась на театральных курсах.
Небольшой рост (155 см.) не стал преградой в карьере — роль Изауры, принесшую ей мировую славу, Луселия получила в 19 лет. После показа предложения посыпались со всех сторон: 20 ролей в телесериалах и столько же в полнометражных кинофильмах!
Нам трудно представить, но «скромница Изаура» сыграла знаменитую нудистку, исполнявшую танцы со змеями, а фото актрисы украшало обложку бразильского журнала Playboy.
Семейная жизнь Луселии тоже удалась — сын Педро, рожденный в браке с дирижером Джоном Нешлингом, пошел по материнским стопам.
Развод после 20 лет семейной жизни не стал для актрисы трагедией: до начала 2000-х она активно снималась, пробовала себя в роли сценариста и продюсера, затем сосредоточилась на театре. Сантуш увлекается йогой и исповедует буддизм.
Выбор 45-летнего Рубенса ди Фалку на роль злодея Леонсио (по сюжету молодого человека, недавно окончившего учебу) кажется немного странным — в кадре он выглядит ровесником своей матери.
Но постановщики не просчитались: опытный и хорошо известный на родине ди Фалку создал столь яркий образ, что несколько лет его называли не иначе как Леонсио.
Роль рабыни Розы, строившей козни Изауре, исполнила популярная актриса Леа Гарсия — впервые она появилась на экране в 1959 году и активно снималась до 2012-го. Наши зрители помнят ее в сериале «Клон» (2001).
Опекавшую Изауру добрую Жануарию сыграла Зени Перейра — роль принесла ей славу и любовь зрителей, актрису приглашали в сериалы до самой смерти в 2002 году.
Казалось, красавчика Роберто перильо (Тобиас, первый возлюбленный Изауры) ждет огромная слава и успех — но нет, после он мелькал лишь в ролях второго плана.
В 2004-м на GLOBO сняли ремейк «Рабыни Изауры» (в Латинской Америке такое часто практикуют), однако триумф повторить не удалось.
В ремейке Рубенс ди Фалку сыграл последнюю в своей жизни роль — отца Леонсио, командора Алмейду. Его супругой снова стала Норма Блум — в оригинальной версии она была Малвиной, женой Леонсио.
Ди Фалку скончался в 2008-м, а Норма Блум, начавшая свою карьеру в 11-летнем возрасте в телепередачах для детей, до сих пор появляется в сериалах.
В памяти — навсегда
Демонстрация «Рабыни Изауры» открыла для нас эпоху телесериалов: бразильских, мексиканских, американских — со временем и отечественных появилось множество.
Посмотрев один сериал, мы увлекаемся сюжетом следующего, а вот «Рабыня Изаура» оставила в сознании народа, тогда еще советского, неизгладимый след.
Лет десять после показа все называли дачные участки фазендами и добавляли, что «впахивают на своих шести сотках не меньше, чем негры на плантации».
Спросите любого, кто смотрел «Рабыню Изауру», и он мигом напоет сопровождающую титры песню «Унгазун гарунге…».
Кстати, автор текста, повествующего о тяжелой доле черных рабов, — знаменитый бразильский писатель Жоржи Амаду, и песня была написана еще в 1946-м для спектакля по его книге «Бескрайние земли».
Мало кому известно имя композитора Доривала Каимми, но еще одну его песню, к фильму «Генералы песчаных карьеров» (тоже по роману Амаду), у нас полюбили задолго до знакомства с «Рабыней Изаурой».
В 2018 году Луселия исполнила свою мечту и посетила Россию. С внучкой Каролиной!