Это рассказ о девушке, бойце Красной Армии Марютке, полюбившей белого офицера.
История наполнена драматизмом и окончившаяся трагедией, представленная на экране прекрасными актерами Олегом Стриженовым, Изольдой Извицкой и Николаем Крючковым.
Гражданская война, по пустыне в Средней Азии идет отряд красноармейцев, лучший стрелок которого Марютка, убила сорок белогвардейцев. Во время последней перестрелки в плен попал поручик Говоруха-Отрок.
Он вместе с Марюткой волею судьбы оказываются на пустынном острове, где между ними вспыхивают чувства. Станет ли он тем самым сорок первым в послужном списке Марютки?
Молодого режиссера, выпускника ВГИКа Григория Чухрая, прошедшего войну, в рассказе Бориса Лавренева привлекла не столько острота сюжета, а философская подоплека. Здесь противопоставлены любовь и чувство долга.
Этот фильм – суровый рассказ о том, как встретились два человека из разных миров – противника революции и ее служительницы.
Извицкая сыграла простоватую и грубоватую девушку, которая встретила интеллигентного и образованного поручика. У каждого из них своя правда, но в какой-то момент чувства оказались сильнее. Вопрос в том – надолго ли?
Григорий Чухрай в этом фильме показал себя лириком и философом. В центре фильма – два человека, два мировоззрения, режиссер показывает каждое движение мысли, порыв души главных героев.
Над фильмом «Сорок первый» Чухрай работал вместе с талантливым художником экрана – оператором Сергеем Урусевским.
Они представили мир природы, как огранку для чувств, сыгранных Извицкой и Стриженовым. Успех фильма во многом это заслуга оператора.
Пустыня в этом фильме – отдельный образ. Барханы – застывшие волны, жесткие тени, истощенные люди. Этой картине противопоставлено море с беспокойными волнами и только главными героями в кадре. Сюжет оживила любовь.
Пенные волны подчеркивают смятение и ужас поручика, и потом уже спокойное море аккомпанирует теме любви. Замечательные изобразительные решения обогатили образный строй фильма, усилили эмоциональное воздействие на зрителя.
Фильм «Сорок первый» успешно прошел по кинотеатрам Советского Союза и после с триумфом отправился по другим странам, и в 1957 году был отмечен призом на Каннском фестивале. Настоящая классика советского кино!