Клава – не богиня красоты и уж точно не умница. Средняя девочка с высокой самооценкой, уверенная в своей неотразимости. Но сегодня разговор вовсе не о Клаве – о её подруге и «фрейлине» Тусе, Танечке Ищенко.
Вот она рано социализировалась и стала мудрой. Помните потрясающий диалог в финале, где фрустрированный Серёжка (ох, этот кумир юных дев Владимир Шевельков!) говорит, что любит её, Тусю? Она-то его обожает, в отличие от Клавы, нашедшей другого рыцаря.
И что же отвечает Ищенко? «Так не бывает. Ты всю жизнь будешь любить Клаву», — это и есть тонкое понимание любви и – жизни. Серёжу Лаврова отвергли – он прибежал к «удобной» Тусе, которая по идее должна приголубить.
А она – уходит (да, есть продолжение — повесть «Сестра милосердия» Михаила Львовского, автора сценария «Клавы…», и там всё заканчивается письмом Сергея, где он утверждает, что не может жить без Туси, но мы говорим о гениальном фильме, а не о «типичной» повести).
Сергей действительно будет любить Клаву и – ей подобных, искать черты Клинковой в других девушках и женщинах, а Туся – запасной аэродром, что и было продемонстрировано. Во взрослых мелодрамах всё иначе.
Нам часто показывали всяких Кать Снегирёвых, таскавшихся за Афонями и маниакально-хороших Лидочек из слезоточивой истории «Не могу сказать прощай» (1982).
Старшее поколение умилялось Сонечкой Орловой из «Разных судеб» (1956), выстрадавшей своего Степана, что обмирал по эффектной Таней Огневой, а затем – разглядел Соню.
Вцепиться в равнодушного человека и – нести бремя «любви» через миры и века! Авось оценят! Такова же и Алёна из «Вам и не снилось» (1980), которая аж из школы в школу переходит из-за Ромки Лавочкина.
И вот в другой юношеской лав-стори – о Клаве, Тусе и принце Серёже – транслировалось, что разумная девочка отклоняет предложение парня, ибо оно держится на слабенькой основе и, если Клава опять поманит, Лавров кинется …даже не вприпрыжку, а стремительным галопом, сметая на пути преграды и топча сердечко Туси. А ей надо?