«Маленькая Вера»: правда жизни или попытка очернить СССР? Что осталось за кадром скандального фильма

«С премьеры зрители уходили с криками «Позор!», киностудию заваливали требованиями «привлечь съёмочную группу к ответственности», но тем не менее драму посмотрел каждый пятый житель СССР — 56 миллионов человек»

Громкая премьера

1988 год. Я — восьмиклассница с маминой помадой — старательно крашу в красный цвет ногти и губы и мечтаю, чтобы контролер пропустил меня в зал.

Криков про «позор» не помню. Народу было очень (очень!) много. А фильм ещё долго и горячо обсуждали не только мы и наши родители, но и учителя в школе.

На тему «Веры» был даже устроен классный час, где на вопрос, понравился ли нам фильм, мы предпочитали многозначительно молчать. А когда учитель спросил:

— Разве так живут советские люди?

Наш главный хулиган и двоечник Епифанов философски заметил:

— Страна большая…

И вот тут я с ним согласна. Глупо по одной семье судить о жизни в СССР того времени, но также глупо утверждать, что мало кто узнал в семье Веры Марининой свою семью. Многие узнали.

Тем интереснее факт, что сценарий этой картины написала дебютантка, а фильм снял режиссер-дебютант и обоим им на момент премьеры не было и тридцати.

Что осталось за кадром скандальной картины, как проходил кастинг и почему фильм стал событием, расскажу сегодня.

Вера (Наталья Негода)

Про кастинг на роль Веры написано немало. На то она и главная героиня. Поэтому, простите, коротко озвучу известные уже многим факты.

Роль предназначалась Яне Поплавской, которая отказалась, опасаясь испортить прославивший ее образ Красной Шапочки, и худсовет ее поддержал.

Яна Поплавская — советская и российская актриса театра и кино, теле- и радиоведущая, театральный педагог

Второй претенденткой была Ирина Апексимова.

Актриса готовилась к роли Ксюши в фильме Виктора Трегубовича «Башня» и по совету Олега Табакова, выбрала именно ее.

Фильм событием не стал. Олег Павлович ошибся, зато косвенно повлиял на выбор главных героинь «Маленькой Веры», но об этом чуть позже.

После долгих поисков на кастинг пригласили Наталью Негоду, актрису московского ТЮЗа, известную не только яркой ролью в фильме «Завтра была война», но и сложным характером.

Характер свой Наталья показала сразу: сценарий раскритиковала прямо на пробах, образ Веры назвала «непроработанным», да и в целом вела себя грубо и вызывающе. Вот вам и «начинающая» актриса.

Положение спасла Татьяна Лиознова, куратор фильма (обычная в те годы практика на дебютных картинах). Лиознова уговорила всех: режиссера («Наталья — именно та, кто тебе нужен») и саму Наталью («Отдохнешь, в море с подругой покупаешься»).

«Подругой» была Александра Табакова, дочь Олега Табакова. Девушки действительно дружили.

И вот ведь интересный момент: отговорив от роли Апексимову, против участия в фильме дочери, Табаков возражать не стал. А не будь в картине Александры, кто знает, удалось бы уговорить на роль несговорчивую Наталью?

Ленка Чистякова (Александра Табакова)

«Маленькая Вера» стала дебютной и самой известной картиной Александры Табаковой, выпускницы школы-студии МХАТ.

После «Веры» Александра сыграла всего в двух фильмах, некоторое время работала телеведущей. В том же 1988 году вышла замуж за немецкого актера Яна Лиферса, которого мы все отлично знаем.

Откуда, спросите вы? Да ведь именно он скоро сыграет одну из главных ролей (Руди) в культовом фильме «Достучаться до небес» (1997).

Семья эмигрировала в Германию, родилась дочка Полина, но к 2000 году брак распался.

Родители Веры (Юрий Назаров и Людмила Зайцева)

Сегодня их назвали бы «звездами» проекта. Но самые известные и опытные актеры тоже не сразу оценили сценарий. Оба они готовы были отказаться от ролей, но каждый по своей причине.

Людмила Васильевна усмотрела в сценарии попытку очернить образ простого советского работяги, а Назаров был озадачен тем, что ему впервые предложили роль сильно пьющего человека (при этом сам Назаров в жизни не пил).

Оба согласились на роли только после того, как убедились, что главным акцентом фильма станут отношения родителей и детей.

Сергей (Андрей Соколов)

Единственный, кого все устраивало, был Андрей Соколов.

Никому не известный актер с радостью согласился на съемки, прекрасно справился с ролью и вернулся в столицу знаменитым.

Правда, и его работа не обошлась без сложностей. Наталья Негода проявила к Соколову симпатию, но взаимности не нашла. На момент «той самой» знаменитой сцены, актеры практически ненавидели друг друга, но зрители этого, конечно, не заметили.

Михаил Петрович (Александр Леньков)

А вот про эту роль не писал никто и никогда. Прекрасный, тонкий, чуткий и невероятно талантливый актер для многих из нас так и остался нелепым «женихом» — персонажем из «Зимней вишни».

Михаил Петрович в «Вере» — яркий и короткий эпизод, но сыгран превосходно!

Режиссер картины Василий Пичул предложил Александру Сергеевичу роль, абсолютно не надеясь на согласие, но, выслушав предложение, Леньков ответил: «А почему нет? Мне нравится». И легко согласился.

На съемки актер приехал с дочерью Катей. Девочка в кафе, уплетающая мороженое, — это она.

«Правда жизни»

Фильм «Маленькая Вера» стал одним из главных событиев перестроечного кино. Резонанс фильму обеспечили два противоположных мнения: нам показали правду жизни или намеренно очернили советский быт и действительность?

Оцените статью
«Маленькая Вера»: правда жизни или попытка очернить СССР? Что осталось за кадром скандального фильма
«Песня года-1993»: кого мы слушали 30 лет назад