Все мы любим теплый и благоухающий ароматами детства фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».
И конечно самым незабываемым героем этой ленты является начальник пионерского лагеря товарищ Дынин.
И как же иначе ведь этот персонаж подарил нам такое количество ушедших в народ остроумных реплик и сделал знаменитым любимого актера Евгения Евстигнеева.
Товарищ Дынин, вне всякого сомнения, персонаж отрицательный. Он льстец, лжец и лицемер. Но всё-таки, когда я смотрел фильм в детстве, в конце, когда Дынина самого прогнали из лагеря, мне его было жалко. И вот я предлагаю порассуждать об этом герое.
Возможно наблюдая историю рассказанную авторами фильма, глазами ребенка, мы что-то упускаем и механически встаём на позицию ребят, прельщенные их умением дружить и находчивостью.
А если взглянуть на события фильма глазами взрослого человека.
С этой стороны Дынин представляется более сложным героем. Директор лагеря ответственно подходит к своей работе, он печется о детях, старается, что бы они были здоровы, сыты, бодры и веселы. И именно из заботы, он отгораживает ребят от Иночкина.
Иночкина отчисляют из лагеря за то, что он плавал на остров, а это запрещено. Формально это запрещено по санитарным причинам. По мнению страдающей гиперопекой докторши ребята могут принести в лагерь с острова заразу.
Но истинную причину Дынин раскрывает в беседе с пионервожатой Валей. Директор соглашается с аргументом Вали, Иночкин хороший пловец, и ему ничего не угрожает.
Но тут же замечает, что тонут не хорошие пловцы, а плохие. А Иночкин заводила, и ребята копируют его поведение.
Поэтому если оставить инцидент без последствий, остальные ребята тоже поплывут на остров, включая тех, кто плохо плавает и действительно может утонуть.
В ситуации с Иночкиным Дынин ведет себя как рациональный руководитель, который перестраховывается, защищая своих подопечных и свою карьеру от несчастного случая.
Но руководитель пионерского лагеря должен быть еще и педагогом. А с этой точки зрения это его решение выглядит более чем сомнительно. Особенно в контексте эпохи.
Фильм вышел осенью 1964 года, только недавно советский человек вышел в космос, и вся страна в едином порыве стремилась к новым свершениям.
Осваивать неосвоенное, изведывать неизведанное и покорять вершины, на которые еще не ступала нога человека.
А главным негодяем в кино и литературе, сразу после иностранного шпиона и расхитителя, стал бюрократ-карьерист, который чинит препоны молодым и дерзким.
И с этой точки зрения Дынин ломает в ребятах дух первопроходцев, искателей приключений, и рушит ощущение крепкого товарищеского плеча.
Интересного, ищущего и деятельного мальчишку фантазёра, попросту отмели от других ребят, вместо того что бы направить его энергию в позитивное созидательное русло.