«Она никогда не будет сниматься!»: как Людмила Гурченко с Эльдаром Рязановым работала

Съемкам Людмилы Гурченко в музыкальной комедии «Карнавальная ночь» предшествовала череда интересных событий.

Сначала она, студентка второго курса ВГИКа, была одной из множества кандидаток на главную роль. Претенденток ставили в одинаковые условия — они играли эпизод из сценария и исполняли выбранную ими песню.

Людмила Марковна выбрала модную тогда композицию аргентинской актрисы Лолиты Торрес.

Гурченко сыграла, спела и сплясала очень эффектно. Но ее кандидатуру отклонили и съемочная группа, и худсовет.

Проблема была в том, что неопытный оператор-дебютант снял ее так, что актрису невозможно было узнать, настолько некрасива она была на экране. Всем было ясно, что она никогда не будет сниматься.

В итоге на главную роль в «Карнавальную ночь» утвердили совсем другую актрису. Но на третий день съемок режиссер пришел к выводу, что с выбором актрисы худсовет ошибся.

На пробах она выдала все, что умела, а профессией она не владела. Куда ей до создания полноценного образа.

Рязанов решил немедленно менять героиню, хотя ему было стыдно перед утвержденной на роль девушкой. Однако работа была превыше всего.

Эльдар Александрович отправился к директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву, перед которым признал свой промах, хотя именно Пырьев был председателем худсовета и утвердил ту актрису. Рязанов попросил заменить актрису, но не знал на кого.

Позже режиссер признался, что думал про себя: «Хоть кого, только не Гурченко. Она же никогда не будет сниматься!». Но Пырьев настойчиво предложил именно её.

Иван Александрович лично познакомился с ней за несколько дней до этого, и был впечатлен ее пластикой и артистизмом.

«Карнавальную ночь» в этот момент снимал оператор опытный и закаленный профессией. После новых проб Гурченко Рязанов понял, как много зависит от оператора, гримера и костюмера. Они являются огранкой актерского таланта.

Во второй раз режиссер и актриса встретились на съемках фильма «Человек ниоткуда», где три главные роли отданы мужчинам, а второстепенная – женщине. К тому же эта самая роль не была подробно прописана, а только лишь поверхностно обозначена.

Актрисе нужно было зацепиться за какую-нибудь черту характера, развить ее, постепенно создав полноценный образ. Но не получилось, ни у режиссера, ни у актрисы. И роль Лены из этого фильма не входит в число лучших у Людмилы Марковны.

Гурченко могла сыграть в фильме Рязанова «Гусарская баллада». Он пригласил актрису на пробы, однако она была уставшей – путала слова роли, играла очень неуверенно.

Режиссер негодовал – ради такой роли стоит выложиться в полную силу! Но не вышло. Прошло много лет, и Эльдар Александрович узнал, что в жизни Гурченко тогда была черная полоса. Но она тогда не обмолвилась ни словом.

Потом была еще одна несостоявшаяся совместная работа – «Ирония судьбы, или С легким паром». Гурченко не сыграла Надю Шевелеву. В пробах они принимала участие вместе с Андреем Мироновым.

Они играли в хорошо отточенной комедийной манере, что не совпало с задумкой режиссера. Они использовали интонацию из «Соломенной шляпки», сыграв жизнерадостных персонажей. А Рязанов искал новую стилистику. Поэтому обоих не утвердили.

По-настоящему Эльдар Александрович изучил характер Людмилы Гурченко на съемках фильма «Вокзал для двоих». Она стеснительна, уязвима, натерпелась в жизни, поэтому мало кого впускала в свой внутренний мир.

Во время написания сценария к этому фильму режиссер еще не знал, кто будет играть главную героиню. «Вокзал для двоих» не был городской сказкой со счастливым концом.

Это жизненная история, которая требовала более беспощадной интонации. Герои здесь – обычные люди со своими проблемами и переживаниями.

И тогда Рязанов решил попробовать Гурченко на роль Веры. Тут сыграло роль ее прошлое, ее происхождение, хорошее знание провинциальной жизни. Она играла женщину с окраины, и, в какой-то мере, себя.

По словам режиссера, Людмила Марковна стала ядерным реактором на съемках. Сначала она вела себя тихо.

А потом оказалось, что взгляды на все проблемы, поднятые в фильме, у нее и Эльдара Александровича удивительным образом совпали. И тогда актриса развернулась в полную силу.

Режиссер позже признавался, что никогда не видел такой самоотдачи, проникновения в роль, в самую суть своего персонажа.

Именно на съемках этого фильма Эльдар Рязанов и Людмила Гурченко работали вместе в полную силу. И результат порадовал и создателей, и критиков, и зрителей.

Оцените статью
«Она никогда не будет сниматься!»: как Людмила Гурченко с Эльдаром Рязановым работала
15 советских звезд кино без театрального образования