А как принцесса рвалась к фанатично любимому мужу! Для того, чтобы быть с ним, нагрубила родной матери-королеве, устроила чудовищную истерику, совершила тяжелейшее путешествие через воюющую страну…
И вот — плата за ее любовь, за ее тяготы и лишения. Рука принцессы потянулась к столу и схватила первый попавшийся предмет. Это были большие, острые ножницы.
6 ноября 1479 года в испанском городе Толедо, в семье короля Фердинанда II Арагонского и королевы Изабеллы Кастильской родилась девочка, назвали которую Хуаной.
Сказать, что родители сильно радовались рождению инфанты нельзя, так как все ждали мальчика.
У Хуаны было три сестры и лишь один брат — этого было явно недостаточно, чтобы гарантировать преемственность объединенной короны Кастилии, Леона и Арагона.
Тем не менее, девочек тоже можно было пустить в «дело», как родители и поступили. Когда Екатерина, Изабелла, Мария и Хуана выросли, их всех отдали замуж за европейских принцев и королей.
Екатерине Арагонской достался принц Уэльский Артур, а затем и король Генрих VIII Английский.
Изабелла Астурийская и Мария Арагонская поочередно вышли замуж за короля Португалии Мануэла I (Изабелла умерла сразу после родов, и король Мануэл обратил внимание на ее сестру).
Нашли мужа и 17-летней Хуане. Им стал эрцгерцог Филипп Австрийский, сын императора Максимилиана. За невероятно красивую внешность эрцгерцога прозвали Филиппом Красивым.
Хуана влюбилась в Филиппа с первого взгляда, и уже скоро ее любовь приобрела характер настоящей одержимости.
Ситуацию усугубляло то, что в Нидерландах, куда отправились жить Хуана и Филипп, царили гораздо более веселые и куртуазные нравы, чем в проникнутой мрачной религиозностью Испании.
При бургундском же дворе, и вовсе, царила атмосфера вседозволенности.
Хуана, привыкшая совсем к другой жизни, растерялась. Филиппа постоянно окружали красивые фрейлины, прежние любовницы, жаждущие возобновить с ним общение. Ревность Хуаны не знала пределов.
Женщина стала нервозной, подозрительной, озлобилась на весь мир, перестала следить за собой. Единственным занятием Хуаны стала постоянная слежка за Филиппом.
Хуана подозревала каждую окружавшую ее женщину в желании заполучить ее супруга. Придворные стали относиться к принцессе враждебно. Без общения с соотечественниками женщина чувствовала себя очень одиноко.
А тут еще и Филипп, напуганный навязчивостью Хуаны, начал ее сторониться. При первой же возможности принц сбегал с молоденькими фрейлинами в уединённый дворец, где предавался излюбленному делу — великосветскому раз8рату.
Уже в 1498 году Изабелле Кастильской стало известно, что у ее дочери случаются нервные припадки. Хуана истошно кричала по ночам, колотила в стену.
Для оценки состояния принцессы из Кастилии был прислан эмиссар, но Хуана категорически отказалась принять его.
Вернувшись в Испанию, посланник доложил, что инфанта находится в меланхолии, живет уединенно, редко видится с мужем и совершенно не участвует в политических делах.
Изабелла Кастильская решила призвать дочь с мужем в Испанию, что и было сделано. Филипп не отважился перечить всесильной теще, и послушно прибыл в родные пенаты жены.
Чопорный испанский двор быстро наскучил принцу. Филипп жаловался на то, что в Испании принято надевать на женщин кучу одежды, скрывая все прелести.
В 1502 году во дворце Изабеллы Кастильской состоялся страшный скандал. Филипп обвинил тещу в том, что его насильно удерживают в Испании.
Изабелла указала зятю на дверь, и тот с удовольствием воспользовался представившейся возможностью, сбежав на родину, где его ждал любимый бургундский двор.
Когда о бегстве супруга узнала Хуана, то впала в настоящее неистовство. Женщина металась по дворцу, истошно кричала, рыдала, умоляла отца и мать вернуть ей мужа, проклинала родителей и саму себя.
В конце концов, Хуана наговорила матери безумных и жестоких слов, и заявила, что едет к мужу через охваченную войной Францию. Всем было понятно, что это — форменное сумасшествие, ехать через страну, где реками льется кровь. Тем более, Хуана была беременна.
Изабелла Кастильская приказала заточить дочь в замок Ла Мота вплоть до родов. Там Хуана продолжила бесноваться, но затем успокоилась.
Лишь в те моменты, когда мысль о роскошных красавицах в объятиях Филиппа снова посещала ее, женщина впадала в неистовство и грозила поджечь себя и замок.
Наконец, Хуана разрешилась от бремени мальчиком Фердинандом, и тут же заявила, что немедленно едет к мужу. Война во Франции еще шла, а здоровье роженицы было подорвано.
Отец и мать чуть ли не на коленях умоляли дочь остаться, начать править своим королевством. Однако, Хуана наговорила постаревшей, сильно ослабевшей матери грубых слов и уехала.
В 1504 году испанская принцесса прибыла в Нидерланды. Опасения Хуаны полностью сбылись — она застала Филиппа в объятиях юной красавицы-фаворитки. Гнев принцессы был ужасен.
Схватив ножницы, женщина кинулась на соперницу, отрезала той роскошные волосы и поранила лицо. Лишь вмешательство Филиппа спасло фрейлину от гибели: он ударил Хуану по лицу, после чего та успокоилась.
После этого принцессу заперли в комнате на несколько дней. В ходе этого заточения Хуана неоднократно впадала в сильнейшую истерику и объявляла голодовку.
Несмотря на постоянные скандалы с Хуаной, Изабелла Кастильская еще в 1502 году сделала ее единственной наследницей Кастилии и Арагона.
Условие было одно: регентом при Хуане должен был стать ее отец, Фердинанд II, а не муж Филипп. Филипп Австрийский, к слову, вообще не был упомянут в завещании.
26 ноября 1504 года Изабелла I Кастильская умерла, и королевой официально стала Хуана I, вошедшая в историю под прозвищем Безумная. Тут же Филипп заявил, что именно он будет регентом при новой королеве, а не ее отец, король Арагонский Фердинанд.
Несмотря на протесты Фердинанда, обвинявшего зятя в том, что тот держит Хуану взаперти, Филипп был провозглашен королем Кастилии Филиппом I.
Однако, правление честолюбивого отпрыска будущего императора Священной Римской империи Максимилиана I продолжалось недолго.
Осенью 1506 года на коже у Филиппа Красивого появились отметины, которые приглашенный доктор однозначно определил, как проявление оспы. Вскоре Филипп скончался.
Смерть мужа нанесла по психическому состоянию королевы последний удар. Женщина перевезла тело мужа в Кастилию, никому не давала приблизиться к покойнику, сама же, отворяя гроб, проводила с Филиппом дни и ночи напролет.
Злые языки стали шептаться о некр0филии королевы, о ее занятиях некромантией в попытках воскресить мужа.
Хуане было все равно. Она не отходила от тела мужа, не позволяла его похоронить. Королева безумно ревновала покойного ко всем более-менее симпатичным женщинам.
Во время путешествия с забальзамированным телом по Испании Хуана запрещала дамам приближаться к траурной процессии.
Останавливалась королева в мужских монастырях, где просила Господа одарить ее милостью — воскресить любезного Филиппа.
Однажды по ошибке процессия остановилась в женском монастыре — узнав об этом, Хуана приказала немедленно собираться в путь, несмотря на позднее время и плохую погоду.
Совершая все эти безумства, королева вынашивала ребенка покойного мужа. В 1507 году в деревне Торкемада Хуана родила девочку, которую назвали Екатериной.
В Кастилии в это время правил король Фердинанд, спешно прибывший из Арагона. В 1509 году по приказу Фердинанда тело Филиппа было изъято у безумной Хуаны и похоронено.
Саму женщину заключили под неусыпный надзор в замке Тордесильяс. Выйти на свободу из Тодесильяса королеве было не суждено.
Вместе с матерью жила инфанта Каталина, будущая королева Португалии Екатерина Австрийская. Хуана никого не подпускала к девочке.
В голове у матери родилась безумная идея — в Каталину вселился дух Филиппа, и, разговаривая с дочкой, она говорит с покойным мужем.
Девочке пришлось в замке очень несладко. Дни напролет она проводила рядом с душевнобольной матерью, у которой в любой момент мог начаться припадок. Каталина развлекалась единственным доступным ей способом — смотрела в окно.
В 1516 году новый король Кастилии Карл V приехал проведать мать. Увиденное поразило монарха до глубины души. Он увидел жуткого вида женщину, не мывшуюся несколько лет, истеричную и совершенно безумную.
Рядом с Хуаной, как диковинный зверек, шмыгала чумазая инфанта Каталина — родная сестра Карла.
Рацион королевы и принцессы состоял почти только из одного хлеба и сыра. Еду Хуана приказала оставлять под дверью, она не желала, чтобы кто-то видел ее во время трапезы.
Несмотря на испытанный шок, Карл оставил мать и сестру в Тордесильясе, лишь сказал стражникам, что королеву никто и никогда не должен видеть.
Несмотря ни на что, Бог подарил Хуане Безумной долгую жизнь — она умерла в 1555 году в очень почтенном для того времени возрасте 75 лет. Замок Тордесильяс стал для королевы тюрьмой на 46 лет…
Несмотря на почти полную невменяемость, Хуана нашла в себе силы в конце жизни завещать, чтобы ее похоронили в Королевской капелле Гренады рядом с неверным мучителем-мужем, которого она любила до последнего вздоха…