На днях исполнилось 42 года, как с нами нет простого паренька с рабочей московской окраины, который, вооружившись гитарой, завоевал любовь целой страны.
Завоевал ее без официальных концертов в столицах, без показов по центральному телевидению. Речь о Владимире Высоцком.
Казалось бы, на первый взгляд, этого сильного человека вряд ли кто-то мог обидеть. Но Владимир Семенович был человеком тонким, творческим. Поэтому случалось всякое. И вот как-то Эльдар Рязанов рассказал одну интересную историю.
В 1969 году режиссер задумал снять фильм по пьесе Ростана «Сирано де Бержерак», и главную роль намеревался отдать поэту Евгению Евтушенко. В это время Эльдар Александрович пришел с супругой на премьеру в один из столичных театров.
Режиссер заметил, что перед ним сидит Владимир Высоцкий с Мариной Влади. Бард перегнулся через сидение и поздоровался с Рязановым за руку, после чего спросил, правда ли тот планирует снять фильм «Сирано де Бержерак»?
«Правда», — ответил режиссер, после чего Высоцкий признался, что думал об этом, и очень хотел бы пробоваться на главную роль.
Владимир Семенович сказал это искренне, как другу, потому что вообще-то в таких кругах не принято роли выпрашивать. Высоцкий и не выпрашивал, просто сказал, что подумал в тот момент.
Рязанов ответил, что не хочет на эту роль брать актера, а хочет видеть в ней настоящего поэта. Режиссер, надо отметить, слышал на тот момент только несколько жаргонных песен барда, и не читал его стихов. Поэтому так и сказал.
«А я тоже уже пишу стихи. Чаще тексты, но есть и стихи», — ответил Владимир Семенович. А Рязанов позже признался, что подумал тогда: «Может и стихи, но пока это нельзя назвать большой поэзией».
Несмотря на это, режиссер и бард договорились по поводу проб, репетировали, сняли кинопробу. Кстати, фотографии Высоцкого в образе Сирано де Бержерака сохранились. Но Высоцкий тогда обиделся, не показывал виду, но режиссер это заметил.
Позже Эльдар Рязанов говорил, что его в какой-то мере извиняет в той ситуации то, что фильм не состоялся – не разрешили снимать.
В 1976 году режиссеру подарили магнитофонные ленты, где было 8 часов записей песен Высоцкого. Их режиссер слушал в отпуске, в Пицунде.
А вернувшись, он сразу позвонил Владимиру Семеновичу и сказал, что провел почти месяц с его творчеством, которым был потрясен.
Высоцкий неожиданно спросил: «А сейчас Вы бы меня взяли на роль де Бержерака?». «Конечно, взял бы!». Они посмеялись, и завершили беседу.
Много позже, во второй половине 80-х годов, когда Высоцкого уже не было в живых, Эльдар Александрович сняли четыре документальных фильма о нем.
В них он собрал множество интересных деталей о барде, поговорил с его родными и друзьями, как бы отдавая дань тому несостоявшемуся сотрудничеству.