Принято считать, что кино, созданное на основе литературного произведения, уступает первоисточнику. На деле же это не всегда так. Да, свою долю критики получил и Эльдар Рязанов.
Мол, покусился на классику и сляпал слезливую мелодраму. Но время все расставило по местам. Мэтр создал кино, которое не просто превзошло оригинал.
Фильм сам по себе стал классикой. И именно потому, что отличается от пьесы. Отличия пошли ему лишь на пользу.
Ведь что мы видим в пьесе Островского? Типичный даже по тем временам любовный треугольник. С одной стороны, самодовольный барин. Беспечный прожигатель жизни.
Красивый, умный, дьявольски обаятельный, смелый. В своей смелости безрассудный. Такие мужчины нравятся женщинам. Пусть даже он слегка поизносился да подразорился.
С другой стороны – ничего собой не представляющий мужчинка с претензиями. Мелкий почтовый чиновник, мечтающий войти в высший свет. Которому никогда не стать настоящим мужчиной.
А посередине этого треугольника – юная красавица из обедневшей дворянской семьи. Она жаждет любить и быть любимой. И вот взаимоотношения этих трех людей переплетаются в тесный клубок.
В общем, ситуация представлена предельно ясно. История вызывает определенный интерес, но не пробуждает эмоций. Не рождает сочувствия к героине. Не поднимает бурю в душе.
Не заставляет сопереживать. Пьеса – словно набросок, мастерски нарисованный карандашом. Персонажи и их характеры лишь обозначены легкими контурами.
Даже точные, хорошо прописанные диалоги, ушедшие в народ, не играют здесь яркими красками, и не дают всей полноты картины.
Более того, история начинается как бы с середины. Сергей Сергеич Паратов уже бросил Огудалову. Лариса уже собирается замуж за Карандышева. Молва уже обсуждает предстоящую свадьбу.
Все, что было до этого, мы мимоходом узнаем из разговора двух купцов. Из небрежных зарисовок и штрихов. Детали же приходится додумывать самостоятельно.
Додумал их и Эльдар Рязанов. Обычную, в общем-то, историю мэтр наполнил внутренним содержанием. Обогатил человеческими чувствами и эмоциями. Сделал выпуклой и живой.
В итоге небрежный карандашный рисунок превратился в яркую картину маслом. А острые, точные диалоги обрели жизнь. И вот этой своей жизненностью и остротой «Жестокий романс» разительно отличается от пьесы.
Штрихи обретают необходимые детали. А история получает начало. Закручивается в тугую кульминацию. Бьет наотмашь душераздирающей развязкой.
Мы узнаём, как начинаются взаимоотношения Ларисы и Паратова. Видим его безрассудство, которое покорило впечатлительную девушку, но о котором в пьесе упомянуто лишь вскользь.
Актеры здесь не играют. Они буквально проживают на экране жизнь своих героев. И показывают такой накал страстей, какой мне редко доводилось видеть в экранизациях русской классики.
Каждый здесь на своем месте. Чудо как хороша Лариса Гузеева. Дьявольски красив Никита Михалков. Идеально вжились в роли Алиса Фрейндлих, Виктор Проскурин, Алексей Петренко. Мастерски изобразил своего героя Андрей Мягков.
«Жестокий романс» раскрывает весь трагизм ситуации. Лариса ради любви готова пожертвовать всем. Любил ли ее Паратов? Сложно сказать однозначно.
Ибо очень уж непростым человеком был Сергей Сергеич. А вот деньги и собственное благополучие для него точно оказались выше личного счастья. Кажется, он лишь играл чувствами любившей его девушки и тешил свое самолюбие.
Лариса для многих оказалась лишь средством для достижения корыстных целей. Для матери дочь была способом поправить пошатнувшееся благосостояние.
Карандышев стремился с ее помощью войти в высшее дворянское общество. Стать равным всем тем, кто его презирал. Для Паратова же она стала орудием мести Карандышеву за нанесенную обиду.
Помните высокомерную фразу того про бурлаков? Сергей Сергеич ничего никому и никогда не прощал.
Но даже Паратов вряд ли предполагал роковую развязку. Однако для Ларисы такой финал стал освобождением. Ведь что ее ждало впереди? Позор, замужество с нелюбимым человеком либо роль содержанки у богатеев.
Весь фильм режиссер виртуозно играет у зрителя на нервах, в нужный момент дергая за тонкие душевные струны. И даже концовку Рязанов увидел по-своему.
В пьесе Лариса пытается взять все на себя. Мол, стрелялась сама, не виноват никто. Фильм же расставляет акценты совершенно определенно.
Потеряли в этом любовном треугольнике все. Паратов – свое пароходство, финансовую свободу, веселую беззаботную жизнь ради женитьбы по расчету.
А заодно и женщину, беззаветно его любившую. Карандышев за свой выстрел наверняка отправится на каторгу. Лариса же потеряла самое дорогое – жизнь. Но взамен обрела успокоение.