Трагикомедия, за которую поплатился карьерой режиссёр «Республики ШКИД»

Пожилой полотёр, беспечный и безответственный в молодости, а потому многажды женившийся и ставший отцом нескольких детей, вдруг вспомнил о наследниках и решил навестить их, живущих по всей стране.

Такова завязка трагикомедии «Одиножды один», снятой в 1974 году режиссёром с трудной биографией Геннадием Полокой. Предыдущие фильмы Полоки выходили не без боя, но

«Одиножды один» стал последней каплей: критика его разгромила, а самого режиссёра отстранили от работы.

Геннадий Полока получил известность после выхода знаменитой «Республики ШКИД» (1966). Уже тогда стало понятно, что

Полока — автор с необычным взглядом на кино, склонный к буфонадности и гротеску.

Цензура картину не пропускала, лишь по случайности её увидели зрители, зато она в один момент стала классикой.

Потом была «Интервенция» (1968), яркий, театрализованный, на грани фарса фильм о временах Гражданской войны, которая вызвала невероятное раздражение у чиновников чрезмерно красочным подходом к серьёзной теме.

«Интервенцию» отправили на полку, сделав Полоке внушение. Но тот через пару три года снял очередную провокационную ленту — шпионскую комедию «Один из нас» (1971), и это была очередная неудача, по мнению цензуры.

Спустя три года Полоке удалось запуститься с новой картиной.

Казалось, что здесь прокола быть не может — сценаристом был Виктор Мережко, только что громко заявивший о себе фильмом «Здравствуй и прощай» (1972), где колоритно и достоверно показали современный деревенский быт.

Мережко сам попросил Полоку экранизировать сценарий «Одиножды один», но тот заинтересованности не проявил: тема показался ему чужой. Однако выбирать не приходилось, так что Полока приступил к съёмкам.

На главную роль, постаревшего ловеласа и балагура Ивана Каретникова, Полока искал актёра типажа Петра Алейникова. Одним из претендентов был Леонид Кмит, Петька из легенды советского кино — фильма «Чапаев» (1934), но тот был уже сильно в возрасте.

В итоге утвердили Виталия Доронина, но незадолго до съёмок актёр заболел и отказался. Удручённому Полоке кто-то мимоходом предложил посмотреть Анатолия Папанова.

Режиссёр отнёсся к предложению скептически: Папанов был совсем не тем исполнителем, которого он видел в главной роли. Но поскольку времени уже не было, в фильм взяли Папанова.

Бывшими жёнами Каретникова стали Регина Корохова (средне-азиатская супруга Рая) и Нина Архипова (Маруся, живущая в Прибалтике).

А детьми — Михаил Поляк, которому подарил голос Александр Демьяненко (Володя, сын Маруси, воспитанный отчимом в исполнении Владимира Кашпура) и Валентина Теличкина (Анна, дочь уже умершей жены).

В доме Анны, воспитывающей маленькую дочку и страдающей от выкрутасов незрелого мужа Анатолия, Каретников на время и находит семейное тепло и настоящий домашний уют.

В роли Анатолия, беспутного зятя Каретникова Полока хотел снять Владимира Высоцкого.

Он вообще ценил талант Высоцкого, приглашал его на пробы ко всем лентам, но всякий раз кандидатуру певца отвергали худсоветы.

Исключением стала «Интервенция», где Высоцкий всё-таки сыграл главную роль. Но в «Одиножды один» заполучить Высоцкого вновь не вышло:

начальство киностудии «Ленфильм», где снимался фильм, запретило приглашать актёра и настоятельно рекомендовало сделать иной выбор.

Так на площадку попал начинающий тогда актёр Николай Караченцов, прежде игравший лишь в эпизодах.

Но Высоцкий оказался всё же причастен к созданию трагикомедии:

он написал несколько музыкальных композиций, а ещё именно он посоветовал Полоке сделать начальные титры на фоне старых фотографий красавиц,

которых когда-то наградил своим внимание Каретников, наклеенных на внутренней стороне чемодана.

Также в фильме появились Татьяна Пельтцер, Муза Крепкогорская, Дилором Камбарова, Светлана Жгун, Роман Ткачук, Аркадий Трусов, а небольшом эпизоде ищите Алексея Кожевникова, в те годы снимавшегося лишь в очень второстепенных ролях.

Ближе к финалу возникла очередная проблема.

В режиссёрском варианте в финале Иван Каретников умирал посреди суетной толпы. Худсовет счёл его не в меру трагичным,

поэтому герою оставили жизнь, хотя всё равно завершение истории жизнерадостным не назвать.

Летом 1975 года после многочисленных правок, внесённых по настоянию худсовета, «Одиножды один» вышел в прокат.

Критики буквально набросились на новую ленту Полоки, обвинив её в вульгарности и фальшивости.

Досталось и Виктору Мережко, которого обвинили в бестактности, безалаберности в изображении обычного человека из народа и даже пошлости. Полоку же яростно упрекали, что в его фильме

советский гражданин выглядит крайне недалёким, безответственным и беспутным, способным изъясняться лишь примитивным жаргоном.

За такое дерзкое искажение образа советского человека Геннадий Полоку, у которого и так уже была отнюдь не кристально чистая репутация, фактически лишили возможности снимать.

И только лишь через семь лет, уже на республиканской киностудии «Беларусьфильм» он снова примется за режиссуру.

Главный герой фильма «Одиножды один» Иван Каретников был полотёром и считал, что к этому делу нужен талант. Помните, в какой ещё прекрасной ленте появился полотёр-философ, рассуждающий о литературе?

Оцените статью
Трагикомедия, за которую поплатился карьерой режиссёр «Республики ШКИД»
Подруга мамы