Михаил Ромм: похвала от президента Рузвельта и предложение от маршала Ворошилова

На счету советского режиссера Михаила Ильича Ромма несколько фильмов, ставшие классикой отечественного и даже мирового кинематографа.

«Пышка», «Тринадцать», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Мечта», «Девять дней одного года» и «Обыкновенный фашизм». Фильмы Ромма отличались убедительностью, идейной наполненностью, яркой образностью.

Родился Михаил Ильич в 1901 году в Иркутске, куда сослали его отца – социал-демократа, врача по профессии. Мать была родом из интеллигентной семьи, она очень любила театр и передала свою любовь сыну.

— С 9 лет я рос в Москве, в 1917 году окончил гимназию, после чего поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества, потому что решил стать скульптором. Одновременно я занимался в театре, — рассказывал Ромм.

В годы военного коммунизма Михаил Ильич стал продовольственным агентом. Много ездил по стране, а потом попал в Красную Армию, в которой служил рядовым, телефонистом и инспектором.

В 1925 году Ромм оканчивает скульптурный факультет и всерьез увлекается литературой. Он переводит на русский язык французских авторов Мопассана, Флобера. К тому же сам в это время пишет повести, новеллы и романы.

В начале 1930-х годов Михаил Ромм приходит в кино. Он работал ассистентом режиссера, и через какое-то время ему предложили самостоятельную постановку.

Правда, на довольно жестких условиях – сценарий немой киноленты нужно было написать за две недели. Для съемок выделяли всего десять актеров, массовок нет, и только треть от бюджета обычного фильма.

Тогда Ромм принял решение экранизировать «Пышку». Во Франции он не был, но у него были широкие познания об этой стране благодаря литературе.

Поэтому мопассановскую Францию он смог воссоздать. С этой киноленты началось сотрудничество Ромма с оператором Борисом Волчеком.

В 1936 году маршал Ворошилов предложил кинематографистам снять советский вариант вестерна «Потерянный патруль» Джона Форда.

В итоге Михаил Ромм снял фильм «Тринадцать», в котором прославил подвиг нескольких красноармейцев, вступивших в бой с басмачами у колодца с водой.

Единственная женская роль в фильме досталась Елене Александровне Кузьминой, которая позже стала женой режиссера. У нее была дочь от Бориса Барнета.

Но своим отцом она считала именно Ромма. Этот брак оказался крепким и стал единственным для Михаила Ильича.

Поначалу актеры и съемочная группа не очень верили в этого режиссера, и тогда он, добрый по своей натуре человек, проявлял свой жесткий характер и железную волю.

Во время съемок фильма «Тринадцать» съемочная группа девять месяцев провела в киноэкспедиции в пустыне Кара-Кум, где были очень тяжелые условия для работы.

Пленка от жары портилась, часто отснятые кадры в Москве браковали. Пришлось вырыть на месте съемок колодец, чтобы хранить пленку там. В итоге киноленту успешно завершили и выпустили на экраны.

В 1937 – 39 годах режиссер трудится над дилогией о Ленине, в которой вождя сыграл актер Борис Щукин. Эффект от «живого Ленина» был колоссальный.

Зрители валом шли на две эти киноленты, Михаил Ромм стал одним из ведущих советских кинорежиссеров. Тему жизни Ленина режиссер намеревался развивать в кино и дальше, но Щукин неожиданно умирает. И этим планам не суждено было сбыться.

Вершиной творческого мастерства Ромма считается фильм «Мечта» 1943 года, киноленту снимали перед самой войной. События развиваются на Западной Украине в 1930-е годы.

Здесь показан глубокий духовный кризис, нищета обывателей, отсутствие идеалов в обществе. В фильме снялись замечательные актер Ростислав Плятт, Фаина Раневская и другие.

В фильме режиссер добился большой социальной точности и художественного мастерства. Этот фильм посмотрел американский президент Рузвельт, заявивший, что «Мечта» — величайший из фильмов.

В 1956 году Михаил Ромм выпускает свою самую спорную киноленту «Убийство на улице Данте», где развивалась тема губительного действия войны и фашизма на западную молодежь.

Картина имела большой успех у зрителей, а вот самому режиссеру она не нравилась. Прежде всего, потому, что в ней ему запретили снимать супругу.

Через шесть лет после этого, в 1962 году, в творчестве Михаила Юрьевича начинается новый период. Он выпускает фильма «Девять дней одного года» — это картина-размышление о молодых ученых-физиках. К этим людям тогда был особый интерес.

Последней работой режиссера стал монтажный фильм о Третьем рейхе «Обыкновенный фашизм» 1966 года. Здесь автор использует архивную пленку, доснимает часть документальных сцен и сам комментирует происходящее на экране.

Этот фильм посмотрели больше 40 миллионов человек — рекорд на тот момент для документального кино.

Михаил Ромм хотел снять еще один фильм – «Мир сегодня», но осуществить задуманное не успел.

1 ноября 1971 года режиссер, сидя за столом в своем кабинете, сказал супруге, что ему нездоровится. Через несколько минут его не стало в возрасте 70 лет.

Последний его проект завершили единомышленники Марлен Хуциев и Элем Климов. Фильм вышел на экраны в 1976 году под названием «И все-таки я верю».

Оцените статью
Михаил Ромм: похвала от президента Рузвельта и предложение от маршала Ворошилова
«Идиот»: как Яковлев отказался от Голливуда и почему у фильма не было продолжения