Да, ей нужны эмоциональные качели, а не стабильность, да и не любили у нас в 1970-1980-х, чтоб у интеллигенции был хэппи-энд, вот она (интеллигенция) и забузила в Перестройку. С тоски бросилась. Но сейчас не об этом. О Герберте Мартиновиче.
В нём настораживает, что, будучи идеальным он …всё ещё не женат в 36 лет (или, как в сценарии — разведён, что не менее удивительно, если учитывать его специфику).
Вот, например, его студенческий друг Вениамин и должен быть одинок – во—первых, никому не сдался, а во-вторых, ему не особо-то и хочется.
Он даже с Олей, которая ему приглянулась, попытался «создать ячейку общества» без особенного энтузиазма, и тихо, по-английски свалил обратно, уяснив комичность ситуации и бессмысленность любых притязаний с его стороны.
Вениамир – лузер. К слову, лузер – это не дурaк, а человек-промах, который может быть и книгочеем. Да, о Герберте.
В те годы люди en masse (Вениамины – не в счёт) рано обзаводились семьями – те, что попроще с 18-19 лет, очень многие женились перед армией, а студенты, пусть и престижных вузов – в 23-24 года.
Прибалты или, скажем, поволжские немцы – чуть позже. Но именно – чуть. 25-28 лет – это и для латыша крайний срок. Скажете: Герберт не нашёл подходящую пару и всё ждал такую, как Оля? Или женился-расстался и всё искал Оленьку?
Я допускаю, что героиня Елены Сафоновой – мечта любого мужчины от 18 до 95 лет, а, может, и тех, что старше. Однако в те годы за границу практически не пускали бессемейных – было такое негласное табу для 99 из 100.
Редко проскакивал какой-нибудь холостяк или разведённая дама-с-ребёнком, но и беспартийного могли выпустить. Табу же негласное, официально запрета не было.
Однако же существовал предел – в качестве инженерного работника (допустим от «Зарубежтрансстроя») посылали в капстраны даже людей с не самой лучшей «анкетой».
А вот «светить лицом», помимо работы, здесь требовалась чистейшая репутация и непременный статус женатого (замужней). Ещё примеры из нашего кино – Самохвалов.
Он в Швейцарии не только работал, но и показывал себя и – образ советского человека (лоск и манеры – обязательны так же, как пометка «женат» в документах).
Кроме этого, парни с такой внешностью и – перспективами, как у Герберта всегда в центре внимания женщин, как правило, интересных, образованных и, что немаловажно для карьеры, из влиятельной семьи. Помните, как Володя из «Москва слезам …» испугался тёщи?
Просуммировав это, я недоумеваю: как и по какой причине этот человек оставался всё ещё одиноким, если ему по работе надо быть семейным (если помните, Герберт торопит Олю, чтобы ехать за рубеж)?
Да, вы скажете: «Это же кино! А в кино и коровы летают!» Безусловно.
И, вместе с тем, советское кино 1970-1980-х вроде как отражало реальность. Нет, ворующих парторгов-ловеласов, даже, если таковые имели место, не изображали, но такая деталь, как неженатый «выездной» 30 лет и старше – неправдоподобно.
Может, всё это и напрягало Олю? Мол, если разведён, то почему от такого супермена ушла жена (или это он её выгнал, что не лучше)? Если не был женат, то почему до сих пор не…? С Вениамином всё ясно — с Гербертом же ничего.