Почему Советские зрители симпатизировали Варе, а сейчас они переметнулись на сторону Толика

В начале 60-х годов мы строили коммунизм. Литература и изобразительное искусство пытались понять, каким он будет — человек коммунистического будущего.

Кинематограф тоже не отставал. В 1964 году вышел фильм «Непридуманная история», в котором главная героиня Варя должна была олицетворять собой новый тип человека.

О режиссёре

Картину снял режиссёр Владимир Герасимов, который к тому моменту уже имел в своём активе такие фильмы, как «Застава в горах», «На подмостках сцены», «Испытательный срок».

А вот авторами сценария указаны три человека. Не понимаю, как можно втроем писать сценарий! В основу сценария положен рассказ Ильи Зверева «Что человеку надо».

Сюжет банален и прост

Варя и Толик сыграли свадьбу, но жизнь у них не ладится, потому что Варя хорошая, а Толик плохой. Такую трактовку событий внушают нам создатели фильма.

Казалось бы вот-вот молодожёны придут к согласию, но вновь возникает какая-то проблема, которая разбрасывает их в разные стороны.

Кадр из фильма «Непридуманная история». Георгий Епифанцев в роли Анатолия Левчукова и Жанна Прохоренко в роли Вари Левчуковой

В чём основные расхождения супругов

Расхождение Вари и Толика в коммунистической идеологии! Варя считает, что общественное выше личного, а Толик считает наоборот, то есть взаимоотношения супругов в семье он ставит выше общественного мнения.

Почему советские зрители были на стороне Вари

Причин было несколько, но самая главная причина заключалась в том, что на её стороне были создатели фильма.

Кроме того, ещё с первых годов советской власти пропагандировалось обобществление всего и вся. Вспомните дома-коммуны, коллективизацию и прочее.

Толик Левчуков был против обобществления семейных отношений, следовательно персонаж он отрицательный.

Почему я решил, что зрители переметнулись к Толику

Хотя бы потому, что читал подобные мнения на профильных сайтах.

Вот, например, одно из мнений относительно этого фильма, позаимствованное с сайта кино-театр.ру:

№ 44 karolina2 (Братск) 09.05.2014 — 07:50:59

Когда была моложе, воспринимала эту историю по-другому: восхищалась Варей и презирала Анатолия, ну ещё бы — она такая вся правильная -правильная, а он такой махровый эгоист.

Но сейчас с высоты своего жизненного опыта смотрю на Варю иначе. Вот сейчас мне она кажется легкомысленной и лелеющей свою позицию в ущерб семье и любимому человеку. Какая-то странная у нее любовь к мужу, о которой она постоянно ему говорит. Ни чуткости, ни доброты к близкому человеку, и постоянная декларация о превосходстве общественного над личным.

Общая идеология тоже изменилась. Линия поведения Вари сейчас уже кажется ошибочной и тупиковой. Человек она несомненно солнечный и хороший, но слишком пропитана коммунистической идеологией. Это мешает ей просто жить и радоваться этой жизни.

Вот реплика Вари из фильма:

Что я за человек такой, что от меня счастье бежит! Ведь я же хочу хорошего! А какое оно хорошее, если от этого Толик мучается! Неужели вся моя жизнь была неправильной!

Был ли шанс у Кости

Леонид Куравлёв сыграл монтажника Костю, который влюбился в Варю. Этот персонаж полюбили зрители, и некоторые из них решили, что с Костей бы Варя непеременно поладила.

Но я думаю, что шансов у него не было, потому Варя любила Толика. Кстати, её розыгрыш Кости, когда тот пытался пригласить Варю на танцы, кажется мне чрезмерно жестоким.

Так люди коммунистического будущего не поступают.

Самая лучшая сцена

Сцена товарищеского суда над Феликсом Фоняковым одновременно смешная и грустная. В роли Феликса блистательно дебютировал Александр Леньков.

Двуличие идеологии «общественное выше личного» хорошо проявилось в речи Вари в суде. Сначала она рассказывает о том, что ради любви люди жертвуют собой.

А потом предлагает всем пожертвовать собой ради любви Феликса, то есть копать лопатами яму, потому Феликс не привёз необходимую запчасть для экскаватора.

То есть, в этом случае, Варя оправдывает Феликса, которые ради своего личного наплевал на общество.

Самый глупый диалог между Варей и Толиком

В какой-то момент Варя заявляет Толе, что все проблемы их семьи возникают из-за того, что он для людей никто, не друг и не враг.

Варя Толику:

Для меня ты хороший. Очень хороший! И для него (сына) хороший, а для других — нет! Вот ты людям кто? Ты людям никто! И не друг и не враг. ВОТ ОТ ЭТОГО, НАВЕРНОЕ, МЫ ТАК ПЛОХО и ЖИВЁМ!

Я не буду цитировать всю беседу, но мне кажется, что это ключевая сцена в фильме .

После этого разговора Толик пошёл «тимуровцем» поработать. Бродил по улице и спрашивал кому нужно помочь.

Самый противный персонаж

Больше всего мне не понравился дядя Степан в исполнении Виталия Доронина. Он постоянно настраивает Варю против Толика. Советует ей подавать на развод.

А в конце фильма и вовсе вообразил себя рентгенологом. Сделал «рентген» и сообщил, что у Вари большое сердце, а у Толика маленькое.

Не угодил ему чем-то Анатолий Левчуков.

Современная трактовка

Сейчас уже поведение Толика кажется вполне нормальным, а вот поведение Вари вызывает множество вопросов. Я вполне могу принять её «охоту к перемене мест». Такое поведение не зависит от общественного строя.

А вот привязывание семейных отношений к мнению общества о Толике кажется мне абсурдным. Тем более, что общество относилось к нему положительно, за исключением Степана Ивановича.

Оцените статью
Почему Советские зрители симпатизировали Варе, а сейчас они переметнулись на сторону Толика
Пельтцер сама выполняла трюки, а Быстров чуть не упал с крыши: как снимали «Приключения желтого чемоданчика»