Его собеседник — коренастый, сурового вида сквайр с глубоким шрамом на правой щеке, — мрачно отхлебнул из кубка вина.
-Да что с ней станется в Капомесниле, — сказал он беззаботным голосом. — Мой новый замок и англичане штурмом не возьмут. К тому же я строго-настрого приказал Маргарите не открывать незнакомцам.
-Это правильно, друг, это правильно, — согласился сэр Жак, вспоминая ладный стан Марго, ее прекрасные светлые волосы и манящие в дальние дали глаза.
-Чего замолчал? — осведомился сквайр.
Щеки сэра Жака слегка зарумянились, и он поспешно заговорил:
— Так ты, Карруж, собрался в Париж? Надеешься получить вознаграждение от короля?
Карруж мрачно кивнул, допивая напиток.
Одно время Жак Ле Гри и Жан де Карруж были друзьями. Этому способствовали похожие судьбы: оба родились в 1330 году, оба были выходцами из семей мелких дворян и старались утвердиться в среде французской аристократии с помощью меча и копья.
Рыцари служили графу Роберту Алансонскому, правившему обширными землями на севере Франции. И Жаку, и Жану пришлось участвовать в битвах с англичанами, но де Карруж, — прирожденный солдат — пролил за родину гораздо больше крови.
Ле Гри, несмотря на огромную физическую силу и великолепное владением всеми видами оружия, предпочитал строить карьеру, используя свое природное обаяние, политические задатки и талант к придворным интригам.
Постепенно пути Жака и Жана разошлись: де Карруж все также зарабатывал деньги и славу за счет своего меча, а Ле Гри стал опытным царедворцем.
В 1377 году первая жена де Карружа, Жанна де Телли, родила ему сына. Жан пригласил Ле Гри в крестные отцы своему первенцу — тот охотно согласился.
Однако, вскоре выяснилось, что дружба между Жаном и Жаком была не более чем иллюзией — как только столкнулись их земельные и денежные интересы от дружеских отношений и следа не осталось.
Началось все с того, что скончался граф Роберт Алансонский, который прекрасно помнил о военных заслугах как самого де Карружа, так и его отца.
Ставший новым властителем Пьер Алансонский уважительно относился к многоопытному воину, однако, гораздо более ценным сюзереном считал хитроумного политика Жака Ле Гри.
После смерти графа Роберта положение Жана де Карружа при дворе сильно ухудшилось, а финансовые дела пошатнулись. И снова рыцарю пришлось отправиться на войну, чтобы раздобыть звонких монет.
Пока де Карруж зарабатывал деньги, проливая кровь под английскими мечами, Ле Гри получал авторитет при дворе, заводил нужные знакомства и, в итоге, получал несравнимо больше, чем его неудачливый «друг».
В 1378 году де Карружа ждал страшный удар — его жена и сын внезапно скончались. На это горе Жан ответил в свойственной ему манере — он просто в очередной раз отправился воевать с англичанами.
Из похода 50-летний служака вернулся с новой женой — 18-летней красавицей-аристократкой Маргаритой де Тибувилль.
Маргарита принадлежала к знатному, но обедневшему и впавшему в немилость роду. Отец девушки, сэр Роберт де Тибувилль, неоднократно был обвинен в сговоре с англичанами, из-за чего потерял доверие короля.
Брак дочери с де Карружем был для сэра Роберта возможностью как-то обелить свое имя.
Преследуя свою цель, отец Маргариты не только согласился выдать молодую и красивую дочь за пожилого, крепко порубленного в боях солдата, но и дал отличное приданное — большой земельный надел с замком в Ону-Ле-Фоконе.
Де Карруж немедленно заявил о своих правах на собственность — но не тут-то было! Оказалось, что земля уже подарена графом Пьером Алансонским своему любимчику Жаку Ле Гри в благодарность за верную службу.
Жан был уверен, что недоразумение разрешится, и друг отдаст ему землю по первому же требованию. Однако, Ле Гри заявил, что поместье ему нравится, и он не намерен от него оказываться.
Де Карруж обратился за справедливым решением к Пьеру Алансонскому, но ожидаемо получил от ворот поворот. После этого Жан мог обратиться только в высшую инстанцию — к королю.
Но и здесь ему не повезло: как раз в 1380 году умер король Карл V Мудрый, высоко ценивший заслуги де Карружа. Новый король — подросток Карл VI — полностью находился под влиянием своего кузена, графа Пьера Алансонского.
Де Карруж все-таки обратился к королю, но получил отказ: земля окончательно была закреплена за Ле Гри.
Жан смирился с потерей и стал жить с молодой женой в имевшемся у него поместье в деревне Капомесниле. Не так давно здесь был построен новый замок заместо старого, сожженного англичанами.
В 1382 году де Карружа подвергли новому унижению. Скончался его отец, шериф и управляющий замка Белль — человек весьма уважаемый и заслуженный.
Занимаемые старым рыцарем должности стали вакантными, и Жан решил, что они по праву должны перейти ему.
Обратившись к графу Пьеру, де Карруж был полностью уверен, что его просьба будет удовлетворена, однако, Его Светлость передал замок другому вассалу.
Над Жаном при дворе Пьера Алансонского уже откровенно посмеивались, но Ле Гри, несмотря ни на что, защищал бывшего друга. На одном из праздников Жак даже сумел уговорить де Карружа пожать ему руку.
Правда, при этом Ле Гри пожирал глазами молодую жену сквайра.
В 1385 году де Карруж участвовал в очередном военном походе в Шотландию, закончившемся для французов неудачно. Однако, Жан показал себя с наилучшей стороны, за что по возвращении наконец-то был удостоен рыцарского титула.
Кроме того, де Карружу полагалось денежное вознаграждение из королевской казны, за которым необходимо было съездить в Париж.
Попрощавшись с супругой, новоиспеченный рыцарь отправился в путь. В дороге Жану пришлось остановиться в Аржентане, где он внезапно встретил Жака Ле Гри…
После беседы с де Карружем, Жак Ле Гри отправился в свой замок, где на протяжении нескольких дней изнывал, осознавая, что прекрасная Маргарита находится сейчас в соседнем поместье одна.
Наконец, 18 января 1386 года Жак не выдержал и, взяв слугу, поскакал в Капомесниль.
Жан Де Карруж, вернувшись домой в конце января 1386 года, вскоре подал в суд на Жака ле Гри.
Рыцарь заявил, что сосед, воспользовавшись его отсутствием, явился к нему в дом, обманом заставил Маргариту отворить дверь, поклялся ей в любви, посулил большие деньги «за благосклонность», а, когда женщина отказалась, «силой взял».
Сеньора де Карруж полностью подтвердила слова супруга.
Король назначил судьей по делу все того же графа Алансонского. Приговор был ожидаемый: Ле Гри ни в чем не виноват, и рассказанная Маргаритой история — плод ее фантазии.
Более того, граф Пьер заявил, что сеньора де Карруж сама желала вступить в связь со знатным, богатым и влиятельным Ле Гри.
Обращаться к королю было бессмысленно, и Жан прибег к последнему средству — он вызвал своего врага на судебный поединок.
К 1386 году судебные поединки были большой редкостью, но совет вассалов при короле Карле VI признал, что иным способом установить истину не удастся. Свидетелей не было, каждая сторона твердо стояла на своем.
Кроме того, молодой король желал развлечь себя старинным зрелищем, которое лицезрели его великие предки. В результате поединок был назначен.
Риск, на который пошла Маргарита, был запредельным: в случае поражения ее мужа, ей предстояло взойти на костер за лжесвидетельство.
26 ноября 1386 года в стенах аббатства Сен-Марте-де-Шам недалеко от Парижа при большом стечении народа рыцари помчались навстречу друг другу на лошадях.
Трижды Ле Гри и де Карруж съезжались и разъезжались, нанося друг другу мощные удары копьями. Однако, серьезных повреждений ни один, ни другой не получили.
Яростный бой на топорах также не выявил победителя, а в бою на мечах явным преимуществом владел крупный и сильный Ле Гри.
Когда казалось, что поражение де Карружа неминуемо, Жан изловчился, и, схватив противника за шлем, повалил его на землю. Удар мечом — и Ле Гри стоит на пороге смерти.
Поединок завершил удар мизерикорда — тонкого трехгранного кинжала. Де Карруж нанес последний удар прямо в глаз своему противнику. Затем, судя по средневековой миниатюре, де Карруж отсек своему ненавистному врагу голову.
«Божий суд» завершился подтверждением правоты де Карружа. Тело Ле Гри было подвергнуто поруганию, а победитель удостоился личной аудиенции у короля, и вскоре стал чрезвычайно популярен при дворе Карла VI.
Дела у де Карружа пошли на лад, он получил большую выплату в качестве компенсации за действия Ле Гри, а также стал личным телохранителем короля. Маргарита родила Жану еще двоих детей.
Жан де Карруж погиб в 1396 году в бою с османами на Дунае. На момент смерти ему было 66 лет. Маргарита умерла в 1419 году в возрасте 57 лет.