Как жил и уходил актер с видом урки Александр Январев. Его скорьный приют

Он видел себя в образах положительных героев, а вот играл воров и блатарей.

Ему претила зыбкая и опасная жизнь по понятиям, но на экранах он показывал её убедительно и бесподобно мастерски.

Как только не искажали его биографические данные.

В свое время интернет полнился слухами о том, что, якобы, артист—чуть ли не оставленный у дверей роддома подкидыш, он воспитывался в соответствующем казенном учреждении, где фамилию ему дали по реальному месяцу его появления на свет, хотя всё это лажа чистой воды.

Двадцатые числа октября предвоенного 1940-го ознаменовались появлением Саши на свет у родителей-москвичей в поте лица добывавших хлеб свой насущный. Ясно, фейкомёты? То-то.

Причем, существует версия, что фамилия Январев образовалась от имени какого-то их далёкого предка, скорей всего богомаза, писавшего лики святых, Януария.

Папаша мальчишки из Большого театра не вылезал, но если вы думаете, что он подобно Цискаридзе танцевал в балетах или как Зураб Соткилава исполнял оперные арии, то находитесь очень далеко от истины.

На самом деле Иван Петрович являлся работником кисти, валика и краски, ну и по мелочам что-то там ремонтировал. Родительница же пацана в определенный момент уволилась со службы и полностью посвятила себя дому и семье.

Пусть у Январевых было и не семеро по лавкам, а лишь трое, но всё равно попробуй оставь их без внимания и заботы. Махом от рук отобьются. Чего мне вам рассказывать.

Короче говоря, сами понимаете, в какое лихолетье пришлось Сашке расти—врагу не пожелаешь.

Страшная, но победоносная война с фашистскими гнидами, воскрешение по подобию Феникса народного хозяйства из пепла, вечное недоедание и нехватка самого необходимого.

Дабы хоть в малой степени вносить свою лепту в семейный бюджет, в свободное от учебы в школе время Январев подрабатывал в центральном столичном магазине, где можно было купить всё, что душа не пожелает, одно время был мальчиком принеси-подай на производстве.

А уйдя со школьного двора, юноша не стал во что бы то ни стало поступать в ВУЗ, дабы избежать армейских трудностей, а со спокойной душой ждал повестки из военкомата, намереваясь самоотверженно и беззаветно отдать долг любимой Родине.

Увы и ах, во время прохождения парнем прекрасной и совершенно безопасной срочной службы в группировке наших войск в социалистической Германии Александр непонятно при каких обстоятельствах ( может, даже фиксировалось избиение ) получил черепно-мозговую травму, которая была до того тяжела, что её несовместимость с дальнейшим нахождением Январева в солдатах признали даже армейские медики, отправившие юношу домой.

И представляете, последствия той ужасной трагедии Александр ощущал всю оставшуюся жизнь—голова у него подчас так раскалывалась, что хоть на стенку лезь.

В столице комиссованный Январев некоторое время проработал на часовом заводе, номер которого я вам, к прискорбию, сказать не могу, может статься, это был и второй, выпускавший легендарные часы «Слава».

Однако Саша быстро просек, что производство—это не его стихия, и молодой человек украшает биографию поступлением и учебой в славном ВГИКе, который оканчивает, числясь в добротной мастерской Бориса Бабочкина.

Хотя, увы и ах, в принципе весь их курс, как-будто сглазил его кто, вышел не особо успешным.

Большинство ребят звёзд с неба не хватало, были те, кто подался в монашеские обители, иные спились, четвертые подавно свалили из страны.

Но вот Сашке поначалу фартило, чего уж там кривить душой. Во-первых, его дипломная работа-роль в картине «Время, вперед!» удалась на славу.

А вскоре подоспела и лента славного и доблестного сына великого иудейского народа Генриха Раппопорта со Збруевым и Цахиловой «Два билета на дневной сеанс», в которой наш герой мастерски воплотил на экране образ потертого жизнью и прожженного уркагана.

Который оберет тебя до нитки и глазом не моргнет. Хорошо ещё если на мокруху не пойдет.

И представляете, с того времени роли разного рода криминальных личностей посыпались на Январева как из рога изобилия. Ещё бы, с такой-то внешностью типичного рецидивиста и не задействовать артиста по назначению.

Но чего уж там кривить душой, о серьезных работах и положительных персонажах Александр ох как грезил.

Давали ему, конечно, таких, похожих на отважного партизана Железнова из ленты «Золото» или на бескомпромиссного морского волка Федора Малькова из телевизионного фильма «Времена года».

Но это происходило редко и потому особого удовлетворения нашему герою не приносило.

Хотя, образы, так сказать, и плохих, и хороших у Александра получались одинаково жизненными и рельефными.

А вообще, например, портал Кинопоиск вне зависимости от того, со знаком плюс роль артиста или отрицательная, даёт Январеву высокие оценки за работы в следующих лентах: «Золотой теленок», «Белорусский вокзал», «Бег», «Легенда о Тиле. Фильм первый», «Красная палатка» и «Вечный зов.»

Когда с подачи прекрасно ведавших, что творят, Горбачева и Ельцина грянули огневые 1990-е, и прихватизаторы всех мастей вкупе с бандитской шатией-братией и продажными мусорами вошли в силу, по нашему артистическому цеху был нанесен исключительно разрушительнейший удар, причем отнюдь не Байрактарами—буквально на улицу выкинули тысячи, люди были вынуждены браться за самую непрестижную и пыльную работёнку, лишь бы выжить.

Подобная судьба ждала и нашего героя, который до того на невостребованность никогда не жаловался.

Ну и что бы вы думали, подобно многим нашим людям, попавшим в тяжёлые жизненные обстоятельства, Январев не нашел ничего лучшего, как топить горе в вине. И не просто в вине, а в белом хлебном вине.

То бишь, в банальной мерзкой водке, которая столько семей разрушила, будь она проклята вовек. И таким образом артист с грехом пополам перекантовался до оккупации наших экранов бандитско-ментовским мылом.

Тут же Январев с его ярко выраженным обликом блатного товарища вновь пришелся кстати. Но и в данном случае к ролям мутных и подозрительных типов актер отнесся без особого энтузиазма.

А других, на его взгляд, более высококачественных работ ему всё также не предлагали.

Как сетовал артист: «Одно дело — изображать негодяя в хорошем фильме, а другое — «играть пошлое хулиганство».

Показавшись на экране в образе некого смешного авторитета в последний раз, хотя, по-моему, лента даже не вышла в прокат, в низкопробной поделке 1993 года «Наш пострел везде успел», артист окончательно, так сказать, повесил мундир или же, лучше сказать, зековскую телогреечку с номером 245 на гвоздь.

Что касается личной жизни нашего героя, то его большой и светлой любовью стала одна из Зось Синицких нашего экрана Светлана Старикова, которую также мы помним по дивным лентам «Мне двадцать лет» и «Зигзаг удачи».

Они познакомились в их, так сказать, кинематографической альма-матер, а в 1965 году произошло знаменательное скрепление брачных отношений в обожаемом миллионами ЗАГСе.

Поначалу Январев без Стариковой жить не мог и даже в Малый театр он не пошел, ибо вместе с ним там не нашлось места Светлане. До поры до времени они существовали душа в душу, и их конфликты быстро сходили на нет.

Однако, в определенный момент словно черная кошка между ними пробежала, последовали одна за другой крупные ссоры, разрыв отношений и новые семьи и у того, и у другой.

Про избранника Стариковой тут говорить нам не резон, а вот Январев оформил отношения с некой комсомольской деятельницей Олей, давшей в 1981 году жизнь наследнице Александра Насте. Последняя оказалась у пары единственным ребенком.

А тем временем угнетенное состояние духа не покидало нашего героя.

Разом навалилось всё—и остро ощущаемая профессиональная несостоятельность, и невозможность найти взаимопонимание с Ольгой, и пронизывающее до мозга костей и леденящее кровь уныние, и дикие совершенно нестерпимые головные боли.

Ко всему добавилось и материальное неблагополучие. Приходилось жить, помогая ещё дочери, на одну пенсию. А сами понимаете, она и в начале 2000-х оставляла желать лучшего.

Это вам не благополучное советское время, когда пенсия зачастую соответствовала довольно-таки неплохой зарплате.

В общем, в конце концов актер, будто осознав бесперспективность сопротивления, забил на всё и плыл по течению, уповая только на скорую встречу с Господом.

Нить жизни мужчины прервалась в феврале 2005 года, когда обширный, так называемый трансмуральный инфаркт сердечной мышцы сразил Январева прямо в вагоне столичной подземки. Ему было всего 64. И что это по нынешним временам?

Так, детский возраст.

Свой последний приют наш герой нашёл на каком-то затрапезного вида Покровском ( Селятинском ) кладбище Подмосковья с конторой, расположенной чуть ли не в бытовке, где он покоится бок о бок с братом Аркашей и сестричкой Людой.

Между прочим, как сказала небезызвестному Двамалу из общества некрополистов племянница Январева, его родители похоронены в Первопрестольной на Кузьминском кладбище.

Та же племянница вместе с подругой раньше периодически наведывалась на место захоронения родных людей, и милые женщины наводили там порядок. Но это было одиннадцать лет назад, поэтому как сейчас обстоят дела на участке, неизвестно.

В то же время необходимо заметить, что стелы братьев из черного камня практически неотличимы.

Обе приметны неровной верхней кромкой, специальным способом изображенными православным крестом и берёзовой веточкой, правда, у русского актера Январева также присутствуют серёжки с того же дерева.

Цветники также похожи. И одиннадцать лет назад в них ещё что-то росло. Что касается стелы сестры Январева Крестинской Людмилы Ивановны, то она выше, коричневого цвета и полностью прямоугольная.

Александр Иванович, помним и чтим. Мир вашему праху.

Оцените статью
Как жил и уходил актер с видом урки Александр Январев. Его скорьный приют
«В Багдаде все спокойно»: как снимали сказку «Волшебная лампа Аладдина»