Сценарий фильма написали знаменитые Юлий Дунский и Валерий Фрид, плодовитый и чрезвычайно успешный авторский тандем.
Напечатанный в журнале «Искусство кино» сценарий критикам и обычным читателям очень понравился, в нём был настоящий драматизм и динамика, интересные многогранные герои, так что сразу же зашла речь об экранизации.
Её поручили Григорию Чухраю.
По сюжету Наталья Максимовна и Григорий Иванович Гусаковы становятся погорельцами. Родной колхоз предлагает им помощь, но пара решает отправиться к одному из наследников.
Их трое: один сын живёт в Москве, другой — в абхазской Гудауте, а дочь с мужем — в полярной Ужме. О Нине Гусаковой в колхозе остались не самые приятные воспоминания, да и сами старики считают, что дочери не слишком везёт в жизни, и как раз поэтому едут не в столицу и не к солнцу и морю, а в Заполярье.
Там-то и выясняется, что Нина бросила мужа и годовалую дочь и умчалась вслед за новым возлюбленным.
Супруг Валентин не прочь приложиться к бутылке, а малышка Ирочка — фактически на руках соседки Гали. В такой обстановке старикам Гусаковым и предстоит обживаться.
На главные роли Чухрай пригласил Веру Кузнецову и Ивана Марина. И если Вера Кузнецова зрителям уже знакома была, то почти 60-летний Иван Марин был в кино дебютантом.
Его трактовка роли понравилась не всем, некоторые его критиковали за позёрство и театральность, но большинству зрителей Григорий Гусаков всё же пришёлся по нраву.
А вот Веру Кузнецову отметили все, её старуха, покладистая, на первый взгляд, но упрямо гнущая свою линию, оказалась истинной женой-шеей из широко известной поговорки.
Кстати, «Жили-были старик со старухой» — это редкий случай увидеть Веру Кузнецову в главной роли, обычно режиссёры видели её во второстепенных образах добросердечных мамушек, нянюшек и тётушек.
Была в ленте и ещё одна дебютантка, которой вскоре предстояло превратиться в одну из ярчайших красавиц советского кино, — Людмила Максакова.
Молодая актриса служила в московском театре имени Вахтангова, уже сыграла на сцене несколько заметных ролей, но в кино ещё не снималась. Григорий Чухрай дал начинающей актрисе шанс и не прогадал:
её Нина Гусакова, та самая непутёвая дочь, бросившая всё ради любви, стала самым спорным и обсуждаемым персонажем ленты, хотя экранного времени у неё было не так много.
Чухрай немного смягчил Нину, сделал её более глубокой и не такой однозначной, каковой она была прописана в сценарии, и образ стал намного более выигрышным.
Людмила Максакова отлично показала женщину несчастную, мятущуюся, с одной стороны, дерзкую, с другой — покорную.
Мужа Нины Валентина, которого она считала бесхребетником, сыграл Георгий Мартынюк, только-только отснявшийся в «Тишине» (1964) Владимира Басова.
Большинство его помнит как уравновешенного и умного Пал Палыча Знаменского из сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи», но в фильмографии Георгия Мартынюка были роли куда более сложные, характерные, острые и именно таким героем он стал и в «Жили-были старик со старухой».
Роль соседки Гали, влюблённой в Валентина, получила Галина Польских, уже хорошо известная зрителям, а в небольшой роли председателя колхоза, который покидают Гусаковы, появился Николай Крючков.
Не совсем обычный персонаж достался Анатолию Яббарову, ещё одному новичку. Это был Володька-сектант, которого не хотели понимать окружающие, а вот Григорий Гусаков что-то в нём разглядел.
Вообще тема религии в советском кино поднималась нечасто, в семидесятые-восьмидесятые фильмов с такими сюжетными линиями, кажется, вовсе не было.
А вот в шестидесятые тему ещё затрагивали, разумеется, в контексте осуждения и антирелигиозной пропаганды, и это вполне можно назвать одной из примет кино тех времён.
Снимали «Жили-были старик со старухой» в Республике Коми, а среднерусскую полосу в начале картины, где жили Гусаковы, изобразила Нижегородская область.
Отсняв натуру, группа перебралась на «Мосфильм», где в павильоне досняли эпизоды в помещениях.
Весной 1965 года фильм вышел в прокат, а после отправился на кинофестиваль в Канны представлять советский кинематограф. Любопытно, что в Каннах историю о стариках встретили восторженно.
Западные критики прочили Чухраю победу, считая, что ему вернётся сторицей проигрыш 1961 года, когда «Балладу о солдате», претендовавшую на Золотую пальмовую ветвь, обошла «Сладкая жизнь» Феллини.
Но и на этот раз Григорию Чухраю приз не достался, награду получила лишь Вера Кузнецова за киномастерство.
Уже в девяностые годы Григорий Чухрай рассказывал, что снимал фильм антисталинский, но в Госкино его не пропустили и заставили вырезать несколько эпизодов.
По словам режиссёра, это были принципиальные кадры, без них лента получила совсем иное настроение.
От себя могу добавить, что решительно ничего антисталинского я на экране не увидела, за уши можно притянуть лишь разговор между Гусаковым и Володькой-сектантом.
В нём Володька упрекает старика, что тот назвал его шпионом, и говорит, что в прежние времена за такие наговоры отправился бы в лагерь. А вы увидели в «Жили-были старик со старухой» что-то политическое?