Аристократ
Коллеги помнят Бориса Брунова с неизменной сигарой во рту. Он носил шляпу, залихватски исполнял куплеты, играл на всевозможных музыкальных инструментах и очень тонко чувствовал настроение зала.
У него был колоссальный опыт выступлений перед публикой. Впервые Брунов вышел на манеж в 10 лет. Его мама была потомственной цирковой артисткой итальянского происхождения по фамилии Брунос.
Она без памяти влюбилась в грузинского князя по фамилии Микеладзе, который и стал отцом Бориса Брунова. Мальчик появился на свет в Тифлисе. Только после революции князю пришлось трудиться, чтобы прокормить семью.
Он устроился в типографию художником, но смириться со своим положением не мог — начал пить. Когда Борису исполнилось 6, мать ушла от мужа. Мальчика воспитывал отчим — Йозеф Робертс, тоже цирковой артист.
Вместе с женой они выступали эквилибристами и метко стреляли из ружей.
И хотя Брунов рос за кулисами цирка, природный аристократизм был у него в крови. Это сказывалось во всем: манере одеваться, подать себя, безукоризненной речи без каких-либо намеков на пошлость.
Супруга Брунова вспоминала: с ним было невозможно поссориться. Абсолютно все он переводил в юмор:
Не забывайся, я — князь!
«Мастер художественной травли»
Когда Брунова призвали в армию, он попал во флот. Служил в Приморском крае, участвовал в войне против Японии. Среди матросов получил прозвище: Мастер художественной травли.
Дело в том, что Брунов так рассказывал байки, поднимая окружающим настроение, что равных ему не было. «Травля» же на матросском жаргоне означала «вранье». Вскоре его сделали ведущим Тихоокеанского ансамбля песни и пляски.
В 1948-м, после мобилизации, Брунов продолжил работать в Приморской филармонии. Когда на Дальний Восток приезжали знаменитости, он вел их концерты.
Так, он гастролировал с Александром Вертинским, Риной Зеленой. Последняя стала его ангелом-хранителем. Все советовали Брунову перебираться в Москву, но лишь Зеленая дала ему свой номер телефона.
Правда, им он воспользоваться постеснялся. Приехав в 1953-м в столицу, Брунов два месяца искал встречи с артисткой, ночуя на вокзале и у случайных знакомых.
Зеленая пригласила его ведущим на свой юбилей. Впервые конферансье оробел перед публикой, увидев среди приглашенных Лемешева, Козловского, Ильинского, Гилельса и других.
Но вот беда! Никакого репертуара у Брунова не было, поэтому в Москонцерт устроиться сразу не получилось. Но после знакомства с автором Матвеем Грином артист начал читать со сцены фельетоны, его заметили и через год пригласили штатным конферансье.
Когда открывался Кремлевский дворец съездов (1961), Брунову поручили вести первый концерт. С тех пор его карьера пошла в гору.
«Ткань его жизни — шутки» (Е. Петросян)
Есть комики, которые в реальной жизни довольно замкнуты и не проявляют своих талантов в кругу друзей. Борис Брунов был не таким. Он и в обычной жизни много острил, стремясь сгладить любые сложные ситуации.
«Артист до мозга костей», как говорил Е. Петросян, он никого не грузил своими проблемами.
С ним любили проводить время чиновники из высоких кремлевских кабинетов. Однажды на охоте Брунов сразил их своей меткостью, попав из ружья в банку, стоя к ней спиной.
Жонглировать, стрелять, выполнять сальто, прыгая в воду, он научился еще со времен цирковой молодости.
При этом никто из чиновников даже не догадывался, что Брунов не имеет жилья. И живет в квартире с бывшей свекровью жены Марии и ее дочерью от первого брака.
Первым супругом Марии был летчик-испытатель Александр Ершов, погибший при выполнении задания.
Собственное жилье в Каретном ряду артист получит в 60-е годы.
Правда, правительство Москвы расщедрится и подарит конферансье №1, без которого не обходился ни один «Голубой огонек», новую квартиру на 75-летний юбилей, только пожить там Борису Сергеевичу уже не придется — он скончается в больнице от сердечного приступа.
Доброта и порядочность
Мария пережила супруга на 16 лет. За 45 лет семейной жизни она ни разу не пожалела о своем выборе.
Многие удивлялись: Борис Брунов был невысокого роста и не отличался привлекательной внешностью, а его жена была манекенщицей и настоящей красавицей.
Но в интервью женщина призналась: «Детей обмануть нельзя! Они сразу чувствуют внутреннюю суть человека».
Именно ее дочь Мила первой оценила доброту Бориса Брунова. Как-то на параде он всю дорогу нес ее на плече, чтобы девочка могла увидеть Сталина.
Мила сама предложила маме: «Пусть дядя Боря останется». Кстати, девушка не намного пережила своего отчима, уйдя из жизни вскоре после его кончины. Вот такая судьба!
Когда-то Рина Зеленая помогла Брунову «покорить» Москву. В 50 лет поступивший на Высшие режиссерские курсы и возглавивший Театр эстрады артист тоже помог многим состояться в профессии.
Своим крестным отцом называют Брунова Александр Песков и Максим Галкин.
Артист был преданным другом и глубоко порядочным человеком. Кстати, многие связывают его скоропостижный уход со смертью Юрия Никулина.
Они по-настоящему дружили, и Брунов даже покинул больницу, чтобы проводить товарища в последний путь. По-другому не мог!
А еще у Бориса Сергеевича была феноменальная память. Он побывал с гастролями в 50 странах мира и в каждой обращался к зрителям на их родном языке. Вот такой комплимент публике.
Почему же с уходом Брунова в 1997 году закончилась эстрада? Сегодня не нужен никакой конферансье. Ведущим может быть любой шоумен, у которого неплохо подвешен язык.
Ну, а шуточки на потребу публике всегда найдутся. Можно подколоть коллегу или устроить на сцене незабываемый поцелуй с соведущим.
Сегодня от ведущих в трансе.
Все примитивно и не ново.
Что говорить о конферансе?
Им, как до Бога, до Брунова! (Б. Агафонов)
А что думаете вы?